«Современная практика организации игровой деятельности»
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и проходит интенсивный процесс развития личности, в котором дети должны активно играть.Должны играть! Не секрет, что в современном детском саду играют мало. Причин и объяснений тому множество.
В последние годы детские сады стали превращаться в маленькие школы, где акцент сделан на подготовку детей к учебной деятельности, не смотря на то, что диктует нам ФГОС. Но естественное состояние ребёнка-дошкольника – это всё-таки игра, а не учёба.
В обыденной жизни со словом «игра» люди связывают что-то несерьёзное, развлекательное. Однако о значении игры для своевременного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что Организация Объединённых Наций провозгласила игру неотъемлемым правом ребёнка. А учёные всего мира заняты специальным изучением детских игр, их классификацией, обучением родителей, педагогов, психологов и даже врачей игровому взаимодействию с детьми.
Воспитатели должны играть с детьми, несмотря на то, что проводить занятия куда проще. Главное, надо определить, где в режиме дня может и должно быть выделено конкретное время для игры.
С учетом введения ФГОС воспитателям рекомендуется:
• проводить не менее 5 подвижных игр в свободное от занятий время;
• занятия проводить в игровой форме, внедрить в практику игровые методики;
• на занятиях проводить динамические паузы;
• разнообразить предметную среду развивающими, сюжетно-ролевыми, театрализованными играми;
• каждый день с 16 до17 часов проводить час игры.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке — игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста и, поэтому, упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) — это важнейший путь включения детей в учебную работу.
Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста.
Ф. Фрёбелю (Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782- 1852) — немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад»), разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все время пребывания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив одну игру, педагог вовлекал детей в новую.
Направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой другой деятельности: сам выбирает сюжет игры, игрушки и предметы, партнеров и т. д. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра позволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно использовать те или иные формы общения.
В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:
— отношения, которые определяются содержанием игры и правилами игры («Школа», «Семья», Детский сад»);
— реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил).
Однако без помощи взрослого путь формирования общественного поведения может быть долгим и болезненным, особенно для детей с проблемами развития (дети застенчивые, агрессивные, малоактивные, с нарушениями речи и т.п.). Влияя на поведение детей, их взаимоотношения друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития. Но у всех дошкольников без исключения необходимо поощрять желание быть самостоятельным, формировать умения, которые реально обеспечат самостоятельность.
Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать повышенные эмоции.
Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями.
Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.
Игра имеет разностороннее влияние на личность ребёнка, позволяет использовать её как одно из самых эффективных педагогических средств. Она влияет на развитие всех психических и познавательных процессов, на умственную деятельность, способствует появлению адекватной самооценки.
Многие педагоги подчеркивали полярное влияние игры на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя, а можно – прекрасного человека, нужного обществу. С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения.
В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в процессе игры происходит многостороннее развитие ребенка. Игра занимает важное место в системе физического, нрав¬ственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.
В игре развиваются такие физические качества, как ловкость, сила, быстрота, гибкость, выносливость (игры «Кто быстрее», «Карусель», «У медведя во бору» и другие).
Игра — важное средство эстетического воспитания дошколь¬ников,так
как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек также помогает формированию художественного вкуса.
Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (стул-машина, коробка – домик для кукол и т.п.).
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует получению новых знаний, обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), развитию речи. Прежде всего, этому содействуют дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Назови слово», «Продолжи предложение» и т. п.
Нравственное воспитание в игре связано с её содержанием, то есть с теми событиями из окружающей действительности, которые дети отображают в своей игровой деятельности. С помощью сюжета дети могут усваивать различные типы взаимоотношений и некоторые нормы социального поведения. Однако в тех случаях, когда дети ориентированы на выполнение игровых действий (взвешивание товара, отсчитывание денег, стирка белья, приготовление обеда) и не проявляют интереса к человеческим отношениям, нравственное воспитание в игре не осуществляется.
Взяв какую-то роль (врача, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность. Игра оказывает большое влияние на воспитание у детей положительных качеств и формирование характера (например, в таких играх, как «Детский сад», «Больница», «День рождения» у детей воспитывается скромность, честность, смелость, инициатива, желание помогать другим людям).
При осуществлении нравственного воспитания, то есть воспитания моральных качеств важно не только то, как ведет себя ребенок в игре, но и какие чувства испытывает при этом. Поэтому педагог обязан видеть каждого ребенка и своевременно влиять на его поведение.
В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необхо¬димых атрибутов, конструированию. Играя в строителей, фермеров, рабочих, дети самым увлекательным образом привыкают трудиться.
В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма. Перед педагогом стоит задача — стимулировать творческую активность детей в игре.
Важное место отводится игре как средству патриотического воспитания дошкольников. В дошкольном возрасте складываются начала отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой. Игра способствует воспитанию нравственных чувств старших дошкольников, так как она обеспечивает такие переживания, которые в жизни ребенку ещё недоступны.В игре дети переживают чувство гордости от сознания хороших поступков, совершённых во имя других людей, любовь к Родине и стремление защитить её от врагов, готовность на подвиг во имя её и так далее, то есть то, что характеризует патриотические чувства нравственно зрелой личности. Игровые переживания детей всегда искренни, они не бывают равнодушными к тому, что изображают. Возникшие переживания входят в эмоциональный опыт ребенка, оказывают влияние на его реальное поведение.
Таким образом, в игре заложены большие потенциальные возможности патриотического воспитания дошкольников.
В воспитании и обучении детей большое значение имеют игры с правилами: дидактические, настольно-печатные, подвижные.
В играх с правилами главное — решение поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей. Они создают интерес к решению умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания — очень важного фактора успешного обучения. Кроме того, помогают выработать такие нравственные качества, как воля, выдержка, самообладание (Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повы¬шению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы и социальные потребности.
Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети всту¬пают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игро¬вые переживания оставляют глубокий след в сознании ребен¬ка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным чле¬ном игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.
Таким образом, воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Подводя итог, можно сделать выводы, что одной из причин использования игры в качестве важнейшего средства воспитания и обучения детей, является то, что игра это потребность растущего детского организма.
В теорию игры значительный вклад внесла Н. К. Крупская. Подчеркивая характер детских игр, отражение в них явлений жизни, она, прежде всего, видела в игре средство расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности, связи с нею.
«Для ребят дошкольного возраста, — писала она, — игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».
Несмотря на современный динамичный мир, очень хотелось, чтобы не только каждый ребенок, но и взрослый таил в своей душе ту теплоту, романтичность и возвышенность, которые когда-то были постигнуты ими в добрых детских играх.