МБДОУ «Таеженский детский сад»

663637, Российская Федерация, Красноярский край, Канский район, с. Таежное, ул. Ленина, 41
Поиск
Close this search box.

«Речевой этикет дошкольника»

 Консультация для родителей
«Речевой этикет дошкольника»

Воспитатель старшей группы Машукова Е.И.
Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребёнком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребёнок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков младенца до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строем языка. Речь детей к концу дошкольного возраста внятна, подавляющее их большинство в этом возрасте свободно владеет ею. Успешному развитию речи способствуют целенаправленные воздействия семьи и детского сада.
Немаловажная сторона речевого развития ребёнка- дошкольника – культура речевого поведения – речевой этикет.
Как, например, ребёнку обратиться к взрослому?
В каких случаях говорить «вы», а в каких – «ты»? Какие выражения употребить, когда надо попросить о чём-либо, если совершил неловкость?
Эти и многие другие элементы культурно-речевого поведения составляют часть общего языкового развития ребёнка. К сожалению, взрослые чаще всего обращают внимание на эту сторону воспитания лишь тогда, когда в той или иной жизненной ситуации обнаруживается невоспитанность ребёнка.
Например:
в комнату, где сидели молодые женщины, вбежала четырёхлетняя дочь одной из них, держа в руках горшок. Она громко, во всеуслышание, в самых натуральных выражениях заявила о возникшей потребности. Нетрудно было представить, как смущена была молодая мама. Правда, некоторые родители считают, что ребёнок может называть всё «своими именами». Думается они не правы. Хотя потребности, о которых в данном случае идёт речь, так сказать, естественны. У ребёнка с малых лет должно быть воспитанно чувство стыдливости, не позволяющее ни заявлять о них, ни отправлять открыто. Надо научить малыша и деликатным обозначениям их. В таком случае уместно выражение: «Надо в туалет».
Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. А. С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами – всё это для ребёнка имеет большое значение». Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова. А часто ли вы обращаетесь к своему дитя не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Признаемся себе, что мы спешим отметить дурное в его поведении, а ведь малыш, ещё только постигающий. «что такое хорошо и что такое плохо», так нуждается в одобрении, в образцах правильной вежливой речи.
Выражения «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными речевого этикета, как и слова «здравствуйте», «до свидания» произносимые приветливо и с улыбкой.
Приучите сынишку или дочку всякий раз, когда понадобится вещь, принадлежащая другому члену семьи, товарищу, спрашивать разрешения. Например: «Мама разреши взять твою косынку?», «Таня, можно взять твой карандаш?» и т. п. спрашивая разрешения ребёнок тем самым выражает уважение к правам другого человека. Сколько детских конфликтов может быть предотвращено, если вовремя воспитать привычку спрашивать разрешения.
Речевой этикет предписывает внимательно слушать говорящего, не перебивать, усиленно не жестикулировать, рассказывая о чём-либо, не говорить с набитым пищей ртом. Всему этому также надо учить детей.
Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с четырёх лет дети уже могут и должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству (кроме близких и родных).
В высказываниях некоторых детей слишком часто звучит слово «хочу», за которым нередко кроются эгоистические начала. Конечно, не в слове дело, но всё же стоит призадуматься над этим и уж во всяком случае не потакать бесконечным «хочу» и «не хочу». Научите ребёнка пользоваться выражениями: «разрешите, пожалуйста», «можно поиграть?» и т. п. Если в семье ребёнок то и дело слышит «растяпа», «дурень», «разгильдяй» и т. п., эти слова прочно входят в его собственный лексикон и никак не украшают ни его речь, ни отношения с теми, кому адресуются.
Если вы считаете нужным сделать ребёнку замечание, постарайтесь выбрать тактичные выражения и не выговаривайте ему на людях. Лучше это сделать, оставшись с ребёнком наедине.
Освоение ребёнком речевого этикета в доступных его возрасту пределах повышает культуру его речи.

Дата обновления страницы: 09.01.2020

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122