Консультация для родителей
«Речевой этикет дошкольника»
Воспитатель старшей группы Машукова Е.И.
Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребёнком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребёнок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков младенца до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строем языка. Речь детей к концу дошкольного возраста внятна, подавляющее их большинство в этом возрасте свободно владеет ею. Успешному развитию речи способствуют целенаправленные воздействия семьи и детского сада.
Немаловажная сторона речевого развития ребёнка- дошкольника – культура речевого поведения – речевой этикет.
Как, например, ребёнку обратиться к взрослому?
В каких случаях говорить «вы», а в каких – «ты»? Какие выражения употребить, когда надо попросить о чём-либо, если совершил неловкость?
Эти и многие другие элементы культурно-речевого поведения составляют часть общего языкового развития ребёнка. К сожалению, взрослые чаще всего обращают внимание на эту сторону воспитания лишь тогда, когда в той или иной жизненной ситуации обнаруживается невоспитанность ребёнка.
Например:
в комнату, где сидели молодые женщины, вбежала четырёхлетняя дочь одной из них, держа в руках горшок. Она громко, во всеуслышание, в самых натуральных выражениях заявила о возникшей потребности. Нетрудно было представить, как смущена была молодая мама. Правда, некоторые родители считают, что ребёнок может называть всё «своими именами». Думается они не правы. Хотя потребности, о которых в данном случае идёт речь, так сказать, естественны. У ребёнка с малых лет должно быть воспитанно чувство стыдливости, не позволяющее ни заявлять о них, ни отправлять открыто. Надо научить малыша и деликатным обозначениям их. В таком случае уместно выражение: «Надо в туалет».
Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. А. С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами – всё это для ребёнка имеет большое значение». Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова. А часто ли вы обращаетесь к своему дитя не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Признаемся себе, что мы спешим отметить дурное в его поведении, а ведь малыш, ещё только постигающий. «что такое хорошо и что такое плохо», так нуждается в одобрении, в образцах правильной вежливой речи.
Выражения «доброе утро», «спокойной ночи» являются неотъемлемыми составными речевого этикета, как и слова «здравствуйте», «до свидания» произносимые приветливо и с улыбкой.
Приучите сынишку или дочку всякий раз, когда понадобится вещь, принадлежащая другому члену семьи, товарищу, спрашивать разрешения. Например: «Мама разреши взять твою косынку?», «Таня, можно взять твой карандаш?» и т. п. спрашивая разрешения ребёнок тем самым выражает уважение к правам другого человека. Сколько детских конфликтов может быть предотвращено, если вовремя воспитать привычку спрашивать разрешения.
Речевой этикет предписывает внимательно слушать говорящего, не перебивать, усиленно не жестикулировать, рассказывая о чём-либо, не говорить с набитым пищей ртом. Всему этому также надо учить детей.
Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах это звучит даже мило. Но с четырёх лет дети уже могут и должны, обращаясь к взрослому, говорить ему «вы» и называть по имени и отчеству (кроме близких и родных).
В высказываниях некоторых детей слишком часто звучит слово «хочу», за которым нередко кроются эгоистические начала. Конечно, не в слове дело, но всё же стоит призадуматься над этим и уж во всяком случае не потакать бесконечным «хочу» и «не хочу». Научите ребёнка пользоваться выражениями: «разрешите, пожалуйста», «можно поиграть?» и т. п. Если в семье ребёнок то и дело слышит «растяпа», «дурень», «разгильдяй» и т. п., эти слова прочно входят в его собственный лексикон и никак не украшают ни его речь, ни отношения с теми, кому адресуются.
Если вы считаете нужным сделать ребёнку замечание, постарайтесь выбрать тактичные выражения и не выговаривайте ему на людях. Лучше это сделать, оставшись с ребёнком наедине.
Освоение ребёнком речевого этикета в доступных его возрасту пределах повышает культуру его речи.