«Развитие речи через русский народный фольклор»
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Интенсивное речевое развитие в этот период связано с повышением интереса ребенка к окружающему миру, активной предметной деятельностью.
Речь становится для ребенка необходимой потребностью для общения с взрослыми и сверстниками, малыша уже не устраивает общение на уровне жестов и звукоподражания. Формирование активного словаря важно и для психического развития малыша, оно свидетельствует о переходе на другую возрастную ступень – от младенчества к раннему возрасту. Педагогам дошкольных учреждений и родителям важно оказать ребенку своевременную действенную помощь в овладении первоначальными навыками общения.
Длительное время, работая с детьми раннего возраста, я заметила, что дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки. Они помогают мне легче найти контакт с малышами в период адаптации, определить уровень речевого развития. Устное народное творчество обладает большими возможностями, поэтому я решила использовать фольклор для развития речи детей. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.
В самом начале учебного года большинство из детей слабо владеет навыками речевой деятельности. Для развития речи учила детей совместно договаривать и подговаривать слова, выделять голосом некоторые слова в тексте.
Чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного литературного героя потешки, песенки я всегда сопровождаю рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, широко использую прием присутствия игрового персонажа. Проигрываю перед детьми разнообразные действия: животные разговаривают, поют, пляшут, играют и т. д. Особенно увлекательны для малышей потешки, песенки, пальчиковые игры, в которые можно было без труда вставить имя ребенка, не изменяя его содержания. («Кто у нас хороший?», «Наша деточка в дому»……).
В раннем возрасте очень важно активизировать словарь, ускорить процесс обогащения словарного запаса малышей. Опыт работы свидетельствует о том, что произведения устного народного творчества содействуют увеличению запаса слов ребенка, так как привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Отметив, что наибольший интерес у ребят вызывают произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных, описываются их повадки, к ним очень легко подобрать движения, стала активно применять это в работе.
Речь дети сопровождают движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение.
Заучивание стихотворных текстов с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок легче и быстрее запоминает, у него развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность. Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение. Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку малышей, учу их на материале детского фольклора разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, какой неуклюжий медведь, какая хитрая лисичка, как топает бычок, скачет зайка, осторожно ходит котик и т.д. Для артикуляци¬онной и пальчиковой гимнастики я отобрала народные игры: «Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка», «Этот пальчик в лес ходил» и др.
Эти произведения способствуют развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. Активно применяю еще один вид фольклора –заклички. Именно заклички стимулируют ребенка использовать голосовой аппарат с разной силой: «Скажи, громко чтобы солнце тебя услышало!». — Солнышко, появись!….
Основы своевременного развития связной речи, закладываются в раннем детстве, фундаментом ее является диалог. Заучивание и обыгрывание фольклорного текста помогает нашим детям освоить вопросительную интонацию. Например: Кисонька – Мурысонька, где была?, Эти упражнения с тексом развивают интонацию, выразительность детской речи. Произведения русского фольклора систематически использую и в продуктивных видах детской деятельности: занятии лепка — лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки», на рисовании «Дорожка» — обыгрываем потешкой «Пошёл котик по дорожке» и т. д. Таким образом, использование на занятиях малых форм фольклора, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала.
Мой опыт работы показал, что целенаправленное и систематическое использование малых фольклорных форм в организованной образовательной деятельности повышает уровень речевого развития. Однако навыки общения у ребенка формируются лучше всего в процессе совместной деятельности с педагогом и сверстниками. В процессе выполнения режимных процессов, овладения навыками самообслуживания и т.д. Педагоги, работающие с детьми раннего возраста, хорошо знают, что проведение некоторых режимных моментов вызывает отрицательные эмоции у детей, избежать это помогают малые фольклорные произведения. Многие из этих произведений хорошо знакомы педагогам дошкольных учреждений. Процесс умывания детей сопровождаю потешкой «Чистая водичка моет Саше личико…». В первые месяцы посещения детского сада дети часто отказываются ложиться спать, сон у них недлительный и беспокойный, этим детям можно включить записи русских колыбельных, или спеть самой. Колыбельные песенки снимают напряжение малыша, улучшают эмоциональное состояние.
Например, малыши не умеют и не любят одеваться сами, часто отвлекаются. Для того чтобы они овладели необходимыми навыками одевания, читаю потешку «Мы на пухлые ручонки…..». Фольклорные произведения сопровождают наших малышей в течение всего дня.
Роль семьи в речевом развитии малышей очень велика. Поэтому к работе необходимо привлечь родителей. Для выяснения отношения родителей к роли фольклора в жизни ребенка провела анкетирование.
Анкета для родителей.
1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?
2. Какие используете с детьми? С какой целью?
3. Загадываете ли детям загадки? Как часто?
4. Какие потешки Вы знаете?
5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни?
Какие?
6. Как Вы считаете, какое значение имеют произведения русского фольклора в жизни ребенка?
7. Что для вас важнее интеллектуальное, художественное или физическое развитие малыш
В результате анкетирования выяснилось:
интеллектуальное развитие художественно эстетическое физическое
54% 20% 28%
Большинство родителей моих воспитанников отдают приоритет интеллектуальному развитию и не считает нужным знакомить детей с произведениями русского народного творчества. Многие использовали произведения народного творчества только в период раннего детства — 69% родителей; 19% — продолжают использовать в настоящее время; 12% родителей не знакомили и не читают в настоящее время ребенку произведения устного народного творчества.
Таким образом, я выяснила, что работа по использованию фольклорных произведений с детьми в семье организована недостаточно. В семьях все меньше и меньше знают произведения устного народного творчества, родители помнят лишь несколько наиболее распространенных потешек «Сорока — белобока…»;Ладушки», не используют развивающий потенциал народных произведений, в том числе и для развития речи. Для того чтобы заинтересовать родителей провела в группе чтение различных фольклорных произведений, показ сказки – Курочка ряба. В уголке для родителей оформила папку передвижку «Мы читаем…». Провела консультацию: «Фольклор в жизни ребенка.» Рекомендации: «Что читать детям».
Обращаю внимание родителей на то, что фольклор важен для ребенка в любом возрасте. Мы с детьми продолжаем заниматься драматизацией фольклорных произведений. Для знакомства детей с бытом русского народа посещаем наш музей «Русская изба».
В заключении хочу сказать, о значении фольклора в жизни ребенка словами К.Д. Ушинского.
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель. Оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк.
Оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик. Оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».