МБДОУ «Таеженский детский сад»

663637, Российская Федерация, Красноярский край, Канский район, с. Таежное, ул. Ленина, 41
Поиск
Close this search box.

Развитие детей раннего возраста

Развитие детей раннего возраста посредством музыкально — игровой деятельности.
Музыкальный руководитель Ахтямова О.В.
Общение ребенка с музыкой, которое способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности: малыш буквально с первых лет способен улавливать характер, настроение, чувства, переданные в музыкальном произведении, он готов вслушиваться, оценивать в элементарных формах и воспроизводить понятные ему музыкальные образы.
К концу третьего года жизни, малыш способен к первичным музыкально-творческим проявлениям в песенном, музыкально-игровом и музыкально-танцевальном творчестве.
Музыкальный руководитель обогащает музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями, содействует возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке.
Таким образом, музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка, и, в частности, на развитие его музыкальности.
Вовлечение педагогами родителей в процесс формирования личности ребёнка через музыкально-игровую деятельность помогает выявить музыкальные пристрастия родителей, уровень их музыкальной культуры, интерес родителей к музыкальному развитию их детей, так как в основе музыкально-игровой деятельности с детьми раннего возраста лежит общение (с мамой, близкими, со сверстниками, педагогом), а так же то, какие созданы для этого условия.Полученная информация помогает в определении тем консультаций для родителей, способствует налаживанию контакта между родителями, детьми и педагогами.
Роль музыкального руководителя в этом возрасте очень важна. Он грамотно организует музыкальную деятельность детей, развивая и формируя их интерес к музыке, обогаща¬ет эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой, способствует эстетическому воспи-танию.
В этот возрастной период детей приучают слушать, за¬поминать и узнавать короткие мелодии, сопровождать их согласованными с музыкой ритмичными движениями, из¬менять движения с изменением характера мелодии, эмо¬ционально откликаться на музыку. Дети, слушая пение взрослого, начинают подпевать отдельные слоги и слова, запоминая несложные песенки. Они  различают контрастные особенности звучания музыки (громкое — тихое, высокое — низкое, быстрое — медленное). Выра¬батывается навык ритмичной ходьбы и умение двигаться группой в одном направлении под марш, ходить и бегать по одному и парами, взявшись за руки в играх и плясках. Развивается умение сопровождать танцевальную музыку различными движениями: хлопать в ладоши, топать нож¬ками, делать полуприседания («пружинку»), выполнятьдвижения с флажками, с платочками. Подпевая песенки, дети учатся имитировать движения животных («птички летают», «зайчики прыгают», «мишки ходят вперевалочкуи топают»).
В репертуар занятий и развлечений включаются музы¬кально-дидактические игры, способствующие различению звуков по высоте, продолжительности звучания, громкости и тембру, узнаванию звучания инструментов (барабан, бу¬бен, погремушка, колокольчик и др.).
Ведущую роль на занятии берут на себя взрослые: музыкальный руководитель и воспитатель. Совместная деятельность взрослого и малыша способствует формированию положительных эмоциональных отношений.
В музыкальной работе с детьми 2-3 лет заметны раз¬личия в умениях. Это связано, прежде всего, с особенно¬стями нервно-психического развития детей, а также с тем,что малыши нерегулярно посещают дошкольное учреж¬дение в связи с адаптацией и заболеваемостью, что есте¬ственно в этом возрасте. Поэтому нельзя предъявлять оди¬наковые требования к музыкальному развитию детей этой возрастной группы. Самым главным показателем правиль¬но организованной музыкальной деятельности являет¬ся ярко выраженный интерес у детей к музыке: внимание во время слушания, эмоциональное участие в подпевании и движениях под музыку, т. е. проявление эмоциональной и музыкальной активности.
Праздники также имеют место в жизни малышей. К праздникам в этом возрасте нужно подходить методи¬чески грамотно и исходить, прежде всего, от их педаго¬гической целесообразности. В этом возрасте дети еще не в состоянии понять сам факт праздника, ощутить празд¬ничную атмосферу. Для них это просто веселая игра, в ко¬торой ведущую роль выполняет воспитатель или какой-то персонаж, понятный для восприятия детей. Дети во время организации игровых ситуаций много двигаются, выполня¬ют определенные действия с атрибутами, взаимодействуют с персонажами, получают массу положительных эмоций.
Присутствие на праздниках родителей в этом возрасте недопустимо. Для ребенка большое количество незнако¬мых людей рядом всегда стресс, а увидев знакомые лица родных, он начинает плакать и проситься на руки к матери.
Какие задачи  преследуются в ходе развития дошколят?
1.Прививать интерес и любовь к музыкально-игровой деятельности.
2.Развивать эстетическое восприятие музыки:
•    знакомство с окружающим миром в процессе пения;
•    разви¬вать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкаль¬ную память, слух;
•    развитие основ музыкальности (выражение эмоций, мимика, жесты, реакция движений);
•    развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка раннего возраста:
-тихо-громко (тембродинамическое восприятие)
— «чей голос?» (звуковысотное восприятие)
— «постучи погремушкой, игрушкой» (ритмическое восприятие)
3. Побуждать детей проявлять элементарное музыкальное творчество (песенное, театральное, игровое).
4. Стимулировать представления ребенка о способах взаимодействия со сверстниками.
5. Поднять эмоциональное настроение детей на музыкально-игровой деятельности.
Формирование активности в музыкаль¬ной деятельности — основная задача воспитания детей этого возраста.
Основные методы, приемы и средства музыкально-игровой деятельности,используемых в процессе развития детей раннего возраста.
•    :Используются  меховые, резиновые, тряпичные куклы, игрушки, иллюстрации, музыкально-дидактические игры, шумелки, колокольчики, детские музыкальные инструменты, пирамидки, неваляшки.
•    Обыгрываются игрушки художественным словом, потешками, песенками-пеструшками, стишками.
•    Подпевание детьми песенок, потешек, первичное песенное, танцевальное, игровое творчество, песенные импровизации, имитирование движений животных, пальчиковые игры с языком – болтушки, танцевальные движения: хлопание в ладоши, показ «фонариков», топанье ножкой, кружение.
Принципы работы с детьми на музыкально-игровой деятельности основаны в соответствии с концепцией развития ДОУ:
— вариативность –формы организации работы с детьми и родителями               зависят от разнообразия потребностей родителей;
— максимальная индивидуализация и дифференциация –учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, темпов их развития, интересов детей, потребностей родителей;
В качестве форм и структуры музыкально-игрового обучения  деятельностииспользуется:
1. Ритуал приветствия.
2.Музыкально-игровая деятельность. Форма- фронтальная .
•    Восприятие музыки
•    Пение для детей и подпевание (звукоподражание) с детьми
•    Музыкально-дидактические игры
•    Музыкально-ритмические движения (игровые упражнения, танцы под пение муз.руководителя, веселые игры с игрушками)
•    Экспериментирование со звучащими музыкальными инструментами
— индивидуальная (самостоятельная деятельность детей, свободный выбор музыкально-дидактических игрушек, музыкальных инструментов).
3. Беседы с родителями. Консультации по вопросам музыкального развития.
4. Ритуал прощания.
Показатели музыкально-игрового обучения деятельности:
Для отслеживания достигнутых успехов и планирования дальнейшего развития малыша музыкальный руководитель определяет три уровня:
1 уровень – дети самостоятельно, без музыкального руководителя и воспитателя, включаются во все предложенные виды деятельности (подпевают, двигаются, реагируют звукоподражанием, мимикой, жестами).
2 уровень – родители взаимодействуют с ребенком, помогают ему, ребенок идет на контакт с родителями  и музыка является дополнительным средством их общения.
3 уровень –ребенок наблюдает, иногда проявляет эмоции, родители активно включаютсяво все виды деятельности, пытаясь вызвать у ребенка эмоциональный отклик и желание подражать им.
Результат:
— к концу года каждый ребенок проявляет первичные творческие песенные, танцевальные, игровые способности, выражает себя посредством музыки;
— взрослея ребенок приобретает новые музыкальные навыки,
— формирование положительного имиджа детского сада среди населения;
— консультативная помощь и педагогическая поддержка родителей в осуществлении развития детей раннего возраста по музыкальному воспитанию;
Взаимодействие с родителями:
•    Музыкально-игровая деятельность с детьми совместно с родителями.
•    Праздники и развлечения с детьми совместно с родителями.
•    Создание музыкально-игровой развивающей среды для детей совместно с родителями.
•    Консультативная помощь и педагогическая поддержка родителей в осуществлении музыкального развития детей раннего возраста.

Дата обновления страницы: 14.01.2020

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122