МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ,
ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Музыка — одно из самых сильных и ярких средств воспитания детей. Приобщая к ней, мы вводим ребенка в мир волнующих, радостных переживаний.
Роль музыкального воспитания детей дошкольного возраста очень важная, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду — а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения — не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию, творчеству.
В музыкальном воспитании детей выделяются такие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Восприятие музыки может существовать, как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.
Знакомство с детскими музыкальными инструментами и умение играть на них не только повышает интерес дошкольников к музыкальным занятиям, но и способствует развитию певческих навыков, музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет кругозор, развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. С помощью игры на музыкальных инструментах можно развить музыкальную способность — умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ сопоставление, запоминание — и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
ИСТОРИИ Я ПОЯВЛЕНИЯ МУЗ.ИГРУШЕК И ИНСТРУМЕНТОВ
Многие озвученные игрушки появились еще в далеком прошлом. Наиболее древние игрушки относятся к 1-2 векам. Это погремушки и трещотки из дерева, просверленных костей, более поздние — из металла. В древнерусских городах при раскопках найдено немало глиняных свистулек, ярких, с рисунками, деревянные рожки, дудки, жужжалы, гусельки. Звучание этих игрушек было не очень определенным по высоте и тембру, но и они развлекали ребенка, развивали его музыкальные способности. Часть игрушек вошла в обиход дошкольных учреждений. Свистульки, разнообразные дудочки (типа мирлитона), гармошки не утратили своего значения в современных условиях.
Используются и другие, уже современные образцы музыкальных игрушек, детские музыкальные инструменты. Термины «музыкальная игрушка» и «детский музыкальный инструмент» условны, но тем не менее к музыкальным игрушкам мы относим то, что используется в сюжетно-ролевой и дидактической игре, детские же музыкальные инструменты — это как бы маленькие упрощенные копии настоящих инструментов, схожие с ними по внешнему виду и способу звукоизвлечения.
Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-годы стал музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов. Он организовал детский оркестр (сначала шумовой, потом смешанный), провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд — металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ И ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.
С первых месяцев жизни ребенка радуют звуки мелодических погремушек, дети постарше сами играют на детских музыкальных инструментах.
Существует много разнообразных возможностей использования музыкальных инструментов в детском саду.
Музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты должны отвечать определенным требованиям и целям. Прежде всего — побуждать к самостоятельной деятельности настолько, чтобы дети могли музицировать, то есть играть знакомые простейшие попевки, импровизировать различные ритмы, интонации, подбирать по слуху выученные мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь подыгрывая себе. Таким образом, дети самообучаются и развлекаются.
Некоторые игрушки, инструменты следует использовать и как наглядные дидактические пособия на занятиях в процессе обучения, они помогут педагогу развить музыкально-сенсорные способности детей, познакомить их с элементами музыкальной грамоты.
Игра в оркестре развивает у детей не только мелодический слух, но и гармонический: обращать их внимание на сопровождение какого либо инструмента, как он украшает и дополняет мелодическую линию, исполняемую на различных инструментах. Наряду с музыкальными способностями у дошкольников развиваются внимание, воля, музыкальный слух. Стремление к достижению цели, воображение, усидчивость, чувство ответственности и товарищества.
Необходимо помогать родителям организовать дома занятия, способствующие развитию у детей чувства ритма, музыкальной памяти. Можно предложить следующие упражнения: кто-либо из взрослых простучит карандашом по столу какой-либо ритмический рисунок, а ребенок должен повторить его, прохлопав в ладоши; или ребенок придумывает ритмический рисунок, а взрослый повторяет его; или можно напеть какую- либо мелодию, а ребенок должен передать ее ритмический рисунок, простучав пальцем по ладони. Чтобы развивать музыкальную память ребенка, можно рекомендовать родителям приобрести отдельные произведения (не только вокальной, но и инструментальной музыки) и слушать вместе с детьми дома.
ВИДЫ ИНСТРУМЕНТОВ.
СТРУННЫЕ -цитры, домры балалайки и другие народные инструменты, у которых звук возникает, когда пальцами касаются струн, щипками или медиатором.
ДУХОВЫЕ — свирели, флейты саксафоны, кларнеты, триолы — их звук возникает от воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого ребенком в трубки.
КЛАВИШНО-ЯЗЫЧКОВЫЕ — баяны, аккордеоны, гармоники- издающие звук в результате нажатия клавишей, которые доставляют воздух к язычкам.
УДАРНО-КЛАВИШНЫЕ — металлофоны, ксилофоны — их звук возникает от удара молоточкам о клавишу инструмента.
УДАРНЫЕ — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны — звук у них возникает от удара рукой или палочками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество — владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (порхание мотылька, цокот копыт, волшебные падающие снежинки и т.д.). Важно, чтобы дети понимали, что создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.
Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения и развлечения, но и как к важному явлению духовной культуре.
Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально — эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.
Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.
Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.