МБДОУ «Таеженский детский сад»

663637, Российская Федерация, Красноярский край, Канский район, с. Таежное, ул. Ленина, 41
Поиск
Close this search box.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ,
ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Музыка — одно из самых сильных и ярких средств воспитания детей. Приобщая к ней, мы вводим ребенка в мир волнующих, радостных переживаний.

Роль музыкального воспитания детей дошкольного возраста очень важная, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду — а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения — не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию, творчеству.

В музыкальном воспитании детей выделяются такие  виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Восприятие музыки может существовать, как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально ­ ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.

Знакомство с детскими музыкальными инструментами и умение играть на них не только повышает интерес дошкольников к музыкальным занятиям, но и способствует развитию певческих навыков, музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет кругозор, развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. С помощью игры на музыкальных инструментах можно развить музыкальную способность — умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ сопоставление, запоминание — и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

ИСТОРИИ Я ПОЯВЛЕНИЯ МУЗ.ИГРУШЕК И ИНСТРУМЕНТОВ

Многие озвученные игрушки появились еще в далеком прошлом.   Наиболее древние игрушки относятся к 1-2 векам. Это погремушки и трещотки из дерева, просверленных костей, более поздние — из металла. В древнерусских городах при раскопках найдено немало глиняных свистулек, ярких, с рисунками, деревянные рожки, дудки, жужжалы, гусельки. Звучание этих игрушек было не очень определенным по высоте и тембру, но и они развлекали ребенка, развивали его музыкальные способности. Часть игрушек вошла в обиход до­школьных учреждений. Свистульки, разнообразные дудочки (типа мирлитона), гармошки не утратили своего значения в современных условиях.

Используются и другие, уже современные образцы музыкальных игрушек, детские музыкальные инструменты. Термины «музыкальная игрушка» и «детский музыкальный инструмент» условны, но тем не менее к музыкальным игрушкам мы относим то, что используется в сюжетно-ролевой и дидактической игре, детские же музыкальные инструменты — это как бы маленькие упрощенные копии настоящих инструментов, схожие с ними по внешнему виду и способу звукоизвлечения.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-годы стал музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов. Он организовал детский оркестр (сначала шумовой, потом смешанный), провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд — металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ И ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

С первых месяцев жизни ребенка радуют звуки мелодических погремушек, дети постарше сами играют на детских музыкальных инструментах.

Существует много разнообразных возможностей использования музыкальных инструментов в детском саду.

Музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты должны отвечать определенным требованиям и целям. Прежде всего — побуждать к самостоятельной деятельности настолько, чтобы дети могли музицировать, то есть играть знакомые простейшие попевки, импровизировать различные ритмы, интонации, подбирать по слуху выученные мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь подыгрывая себе. Таким образом, дети самообучаются и развлекаются.

Некоторые игрушки, инструменты следует использовать и как наглядные дидактические пособия на занятиях в процессе обучения, они помогут педагогу развить музыкально-сенсорные способности детей, познакомить их с элементами музыкальной грамоты.

 Игра в оркестре развивает у детей не только мелодический слух, но и гармонический: обращать их внимание на сопровождение какого либо инструмента,   как он украшает и дополняет мелодическую линию, исполняемую на различных инструментах. Наряду с музыкальными способностями у дошкольников развиваются внимание, воля, музыкальный слух. Стремление к достижению цели, воображение, усидчивость, чувство ответственности и товарищества.

    Необходимо помогать родителям организовать дома занятия, способствующие развитию у детей чувства ритма, музыкальной памяти. Можно предложить следующие упражнения: кто-либо из взрослых простучит карандашом по столу какой-либо ритмический рисунок, а ребенок должен повторить его, прохлопав в ладоши; или ребенок придумывает ритмический рисунок, а взрослый повторяет его; или можно напеть какую- либо мелодию, а ребенок должен передать ее ритмический рисунок, простучав пальцем по ладони. Чтобы развивать музыкальную память ребенка, можно рекомендовать родителям приобрести отдельные произведения (не только вокальной, но и инструментальной музыки) и слушать вместе с детьми дома.

ВИДЫ ИНСТРУМЕНТОВ.

СТРУННЫЕ -цитры, домры балалайки и другие народные инструменты, у которых звук возникает, когда пальцами касаются струн, щипками или медиатором.

ДУХОВЫЕ — свирели, флейты саксафоны, кларнеты, триолы — их звук возникает от воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого ребенком в трубки.

КЛАВИШНО-ЯЗЫЧКОВЫЕ — баяны, аккордеоны, гармоники- издающие звук в результате нажатия клавишей, которые доставляют воздух к язычкам.

УДАРНО-КЛАВИШНЫЕ — металлофоны, ксилофоны — их звук возникает от удара молоточкам о клавишу инструмента.

УДАРНЫЕ — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны — звук у них возникает от удара рукой или палочками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество — владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (порхание мотылька, цокот копыт, волшебные падающие снежинки и т.д.). Важно, чтобы дети понимали, что создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения и развлечения, но и как к важному явлению духовной культуре.

Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально — эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Дата обновления страницы: 13.05.2023

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122