Роль воспитателя в развитии сюжетно- ролевой игры.

Создано: 10.12.2018, обновлено: 15.01.2020

Роль воспитателя в развитии сюжетно- ролевой игры.
Все помнят мультсериал «Маша и медведь», где главная героиня бегает за Медведем и кричит: «Поиграй со мною! Поиграй со мною!» По замыслу авторов, видимо, медведь являет собой образ воспитателя, не желающего играть с ребенком.
А между тем с введением ФГОС детский сад возрождает свои добрые традиции, прежде всего, возвращается игра как ведущий вид деятельности. «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, предполагают… построение вариативного развивающего образования… через поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства» (п. 3.2.5.)
Психолого-педагогические исследования детской игры показывают: стоит ребенку появиться на свет, как его учат. Чему угодно: считать, читать, различать те или иные геометрические фигуры… Результат очевиден – дети лишаются детства и естественного развития. Конечно, без обучения не обойтись, но его место – второе, на первом должна стоять игра.
Как же сделать так, чтобы дети играли с удовольствием и, при этом, игра выполняла свои обучающие и развивающие функции?
Успешность сюжетно – ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога.
Ведь все знают: чтобы учить детей читать, считать, лепить, рисовать, воспитатель сам должен уметь все это делать. Неграмотному человеку даже не придет в голову учить грамоте другого. Не может и воспитатель научить детей играть, если сам не владеет игровой «грамотой», игровой культурой.
Воспитатель должен уметь вовремя принять предложения детей в процессе игры, продолжить по смыслу игровое действие ребенка, ввести нового персонажа, достроить, развернуть предложенное ребенком событие, свободно оперировать элементами игровых сюжетов — событиями, персонажами (ролями, их действиями, уметь с детьми каждого возраста развертывать сюжеты, само строение которых облегчает усвоение ребенком новых игровых способов, умений.
ПРИМЕР:«Воспитатель подготовительной группы организовала для детей экскурсию в зоопарк, в ходе которой знакомила ребят с разными животными – с их внешним видом, повадками, образом жизни т. д. По окончании экскурсии она побеседовала с детьми о тех животных, которых они наблюдали в зоопарке, ввела в группу игрушки этих животных, ожидая, что они начнут играть в «Зоопарк». Однако дети ни в первый, ни в последующие дни в запланированную воспитателем игру не играли.
Тогда воспитатель повторила экскурсию в тот же зоопарк. Но в ходе второй экскурсии она знакомила детей не только с животными, но и с деятельностью сотрудников зоопарка: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, сотрудники, которые осуществляют кормление и уход за животными, ветеринар лечит заболевших животных, ставит им прививки, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т. д. В этот же день дети организовали игру в «Зоопарк» в группе Постепенно в игру вводились новые персонажи, усложнялся сюжет»
— Как вы думаете, почему игры не получилось после первой экскурсии?
Первая — это сфера предметов (вещей, как природных, так и созданных руками человека; вторая—сфера деятельности людей и их отношений.
На развитие сюжета игры решающее влияние оказывает расширение у ребенка представлений об окружающей действительности. Однако не всякое ознакомление с окружающим побуждает ребенка к игре. Например, наблюдение за растениями, явлениями природы, животными, транспортом, машинами развивают у детей представления об окружающем, но существенно не влияют на развитие игры. Ролевая игра возникает и развивается, прежде всего, в том случае, когда в центре ознакомления с окружающей действительностью стоит человек, его деятельность, поступки, отношения (человек ухаживает за животными, кормит их, лечит; заботится о других людях, управляет транспортом и т. п.)
Сюжетно-ролевая игра полезна для социализации. В ней ребёнок готовит себя к самым разным ситуациям, которые вскоре появятся в период школьной жизни.
В дошкольном возрасте у ребёнка только одна возможность побыть взрослым – в ролевой игре. С помощью ролевой игры ребёнок познаёт мир человеческих отношений.
Итак, сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Немаловажную роль в организации и поддержании игровой деятельности, внесения в неё творчества, создание интереса к игре, несомненно, принадлежит воспитателю.
Для того, чтобы правильно организовать сюжетно-ролевую игру надо помнить три простых правила:
— Во-первых, игра не должна строиться на принуждении, это свободное проявление воли ребёнка.
— Во-вторых, игра – это творческий процесс, не стоит загонять ребёнка в какие бы то ни было жёсткие рамки.
— В-третьих, старайтесь, чтобы игра менялась и имела своё развитие, но при этом не стоит чрезмерно бояться повторов: если ребёнок, «ставший поваром», второй день жарит блины – не страшно, он просто запоминает и тренирует полученный навык.