Сказка в жизни ребенка

Создано: 20.01.2020, обновлено: 20.01.2020

Консультация для родителей «Сказка в жизни ребёнка»

Воспитатель: Боровикова В.Н.

 

В современном мире далеко не все родители верят в полезность сказок. Они считают, что сказки могут испугать малышей, что сюжеты в них чрезмерно нереальные и устаревшие. Предлагаем пристально взглянуть на популярные сказки и решить, так ли справедливы наши опасения. Может, мы лишаем детей важного жизненного опыта, исключая элемент сказки и волшебства?

Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает.

Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Но мы обращаем еще особое внимание на роль сказок в развитии устной речи.

Так вот сказка является одним из действенных и ярких средств, скрывающих огромные дидактические возможности в развитии речи. Конечно, тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной речи, но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать детскую речь эмоциональной, образной, красивой.

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. При помощи сказок наши предки передавали молодым поколениям свои знания, традиции, верования. Сказка имеет большое познавательное и воспитательное значение,

ведь в ней отражаются стереотипы поведения, которые одобряются (положительные герои) или не одобряются (отрицательные герои) социумом.

В сказках дети  знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком. Также они учат ребенка хорошим манерам. В старых добрых сказках есть чему поучиться у героев. Они подают примеры смелости, доброты, бескорыстной любви, честности и справедливости.

Сказка ориентирует ребёнка на поиск собственных ценностей, раскрывает некоторые общечеловеческие ценности. Одна из основных задач дошкольного детства – это развитие способностей ребёнка, и именно сказка как один из подходов, помогает  развитию умственных способностей дошкольников.

Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки и даже пытаются придумывать свои сказочные истории.

Родителям стоит больше внимания уделять сказке. Когда взрослый читает ребенку сказку или вместе с ним ее сочиняет, происходит важнейший момент объединения двух миров: мира взрослого и мира ребенка, в волшебном сказочном пространстве.  Сказка- это замечательное средство семейного общения и развития ребенка. Она помогает установить доверительные отношения, развить речь ребенка и его фантазию, познакомить с окружающим миром и научить общаться.

Вы6ирая полезные и интересные книги для детей нужно учитывать, что сказки должны соответствовать возрасту: и быть одновременно и понятными, и развивающими. И конечно важно не забывать, что каждый ребенок  индивидуален, и  нужно учитывать уровень его развития.

Сказки не терпят равнодушных читателей. Если вы хотите заинтересовать своего ребенка чтением сказок, продемонстрируйте, насколько это увлекательно. Возьмите сказку с яркими иллюстрациями и читайте ее вместе с ребенком.

Не забывайте, что большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация «разрушает иллюзию сказочного мира». Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают. Постарайтесь оживить происходящие в сказке события, обыграв их. Как именно вы это сделаете не важно. Существует много вариантов: можно инсценировать сказочные события, можно устроить кукольный театр или читать по ролям, меняя маски действующих героев. Подберите фоновую музыку, спойте песенку по теме. Не бойтесь экспериментировать.

Во время чтения прерывайтесь, чтобы задать вопрос о сюжете сказки, это поможет проверить, внимательно ли слушает вас ребенок. Активно вовлекайте ребенка в процесс чтения. Например, просите досказать слово или фразу, если сказка знакомая, или вспомнить песенку.

Прочитав вслух одну из сказок, не спешите переходить к другой. Спросите у ребенка, что он понял после прочтения сказки? Чему научился? Как бы он повел себя на месте героя? Что ему показалось хорошим, а что плохим? Что запомнилось больше всего? Обсудите поведения главного героя сказки.

Необязательно  подсказывать, в чём был смысл поступков героев. Обычно дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке – не надо хвастаться» (сказка «Лягушка — путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели. Ведь мы не воспитываем ребенка напрямую, мы всего лишь показываем ему последствия поведения героев  через сказку, а ребенок сам делает выводы.

Помогите ребенку полюбить сказки, постоянно поддерживайте в нем интерес к чтению. И тогда ваш ребёнок вырастет открытым доброжелательным человеком, умеющим грамотно сформулировать свою точку зрения и использовать свои творческие способности во благо.