Районные педагогические чтения. «75-летие Победы советского народа, как фактор развития патриотизма дошкольников».

Создано: 17.02.2020, обновлено: 17.02.2020

Ахтямова Ольга Викторовна, МБДОУ «Таеженский детский сад»,

музыкальный руководитель.

Патриотическое воспитание ребенка — основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации этих понятий, лежавших в основании государства.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

9 мая 2020 года наша страна будет отмечать важную и значимую дату нашей истории — 75- летие Победы в Великой Отечественной войне. Этот праздник вошёл в наши сердца как символ героизма и беспримерного мужества народа, отстоявшего мир на земле. Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа.

В этот великий день,  мы переживаем «радость со слезами на глазах»! Как точно эти слова  передают всю глубину и противоречивость этого дня: искренняя радость праздника, ощущение счастья и вместе с этим горечь слез, которые разрывают душу  и наворачиваются на глаза помимо нашей воли….

Ощущение радости и счастья дарит нам МИР, который принесла великая ПобедаМир – это покой и счастье, веселье и радость, это великая ценность, которую необходимо оберегать и сохранять.

И сегодня, спустя 75 лет после окончания Великой Отечественной войны, подрастающее поколение должно научиться ценить мир и мирную жизнь, любить свою страну, природу, родной дом, семью и тех людей, которых мы называем соотечественниками!

Горечь слез вызывает война, которая обрушилась на народ и захлестнула в свой смертельный водоворот миллионы людей.

Война – это горе и тревога, страх и слезы,  отчаяние и голод, постоянный душевный надрыв и смерть, это беда, не совместимая с жизнью и спокойным существованием на земле!

Война  закончилась Победой! В нашей памяти и наших сердцах всегда должно быть место тем страшным, горьким  событиям. И какое это счастье, что те годы позади.

75 лет мирного неба над головой! Уже выросло ни одно счастливое мирное поколение. Но рядом с нами есть и те, для которых война стала частью их жизни, которые знают о войне не понаслышке.

Ветераны – наша живая память о войне и Победе! Мы должны ценить каждый миг их жизни! Пока еще они рядом …. И научиться передавать последующим поколениям всю гамму эмоций, чувств, знаний, связанных с такими сложными понятиями как «мир» и «война».

Низкий поклон ветеранам и труженикам тыла, вдовам и детям войны, на долю которых выпало немало страданий и лишений!

Из года в год в каждом детском саду проводится торжественное мероприятие, посвященное  Дню Победы, общая праздничная атмосфера этих дней, парады, концерты и салют наполняют детей чувством всеобщей радости.

Интенсивные процессы формирования детской психики, их мировоззрения показывают, что в дошкольном возрасте важно не перегрузить ребенка сложной, эмоционально тяжелой информацией, связанной с понятием «война». Необходимо корректно и гуманно формировать эти понятия.

Дети до конца не понимают, почему именно этих людей – ветеранов – мы поздравляем в эти дни. Родителям и педагогам  удается донести до детей то, что День Победы имеет особое значение в жизни нашего народа.  В отличие от детей, взрослые знают, что   предшествовало этому событию, 75 лет назад —  страшные дни войны. И чем сильнее мы ощущаем горечь тех военных лет, тем сильнее наша радость и гордость за то, что наши деды и прадеды сумели отстоять для нас мир.

Наше поколение не знает, что такое война, но это не означает, что мы не можем прочувствовать горечь и боль этого понятия. Мы обязаны это чувствовать! Войны развязываются не детьми, а взрослыми людьми. Поэтому формирование у маленьких детей сложных понятий «мир» и «война» идет опосредованным путем: через душу взрослого в душу ребенка.

Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее, именно в этом возрасте закладываются основы нравственных качеств ребенка, ценностного отношения к окружающему миру.

В рамках подготовки к празднованию великой даты – 75-летия Победы в Великой Отечественной войне воспитание патриотизма у детей приобретает особое значение. Ведь эта война является самым ярким примером проявления героизма русских людей.

В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой уделяется особое внимание развитию личности ребенка и воспитанию такого качества как патриотизм. Цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно — исследовательской, чтения, продуктивной, музыкально-художественной.

Основными задачами работы по патриотическому воспитанию на основе событий Великой Отечественной войны являются:

– формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, знакомство с главными событиями и памятными датами в истории страны в период Великой Отечественной войны;

-развитие патриотических чувств у детей, желание защищать свою Родину, гордиться ее достижениями;

— воспитание осознанного уважения к памяти погибших героев, к ветеранам, празднику Победы, как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, это любовь к стране, где человек родился, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Патриотические чувства не могут возникнуть после нескольких занятий, даже очень удачных. Это — результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотических чувств, представляется  следующим образом:

семья — родная улица —  родное село – край —  страна, т.е  последовательно: от более близкого, знакомого (семья, улица, село, к более сложному (край, страна)

Чувство любви к родному краю обретаются самостоятельно и переживаются индивидуально. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке это чувство, но не навязать. А для этого необходимо придерживаться следующих принципов при организации образовательного процесса:

«позитивный центризм» — отбор актуальных для ребенка этого возраста знаний;

-непрерывность и преемственность педагогического процесса;

-дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

-рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных нагрузок;

— деятельностный подход;

-развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Работу по патриотическому воспитанию можно провести по трём направлениям:

— Комплексные занятия познавательного и развивающего цикла (познакомить детей: с географическим положением городов-героев на карте России; с героями войны и их героическими подвигами; с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом, с новым символом Дня Победы георгиевской ленточкой, рассказать об истории ее возникновения. Во время продуктивной деятельности можно рисовать, заниматься аппликацией и конструированием, лепить, организовать выставки и конкурсы  рисунков и поделок к 75 – летию Победы. На физическом воспитании провести военно – спортивную  игру — «Зарница», физкультурные досуги и праздники; музыкальные праздничные  мероприятия, прослушивание военных песен, чтение произведений о Великой Отечественной войне; рассматривание картин, иллюстраций, орденов и медалей

— Совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники (организовать встречу с ветеранами ВОВ, беседы о Великой Отечественной войне, чтение произведений, просмотр телепередач на военную тему; посещение памятника Погибшему солдату; в кругу семьи – изготовление фотоальбома с использованием фото военных и послевоенных лет из семейных архивов; различные  консультация,  проектная деятельность, видео-презентации

— Самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, сюжетно-ролевые и дидактические, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.  

Целью этих мероприятий является: формирование понимания значимости патриотического подвига всех граждан страны; воспитание уважительного и благодарного отношения к воинам-героям, к ветеранам войны и труда, уважения к ратным подвигам бойцов и командиров, чувства сострадания и уважения к пожилым людям; пробуждение гордости за свой народ и  любовь к Родине; воспитание  интереса и уважения к историческому прошлому своей Родины.

События Великой Отечественной Войны имеют большое значение для формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста, День Победы был, есть и должен оставаться одним из величайших дней, почитаемый не только в России, но и во многих других. пострадавших от захватчиков, странах мира.  Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас.

Мы обязаны помнить об этом всегда. Будем достойны своих дедов и прадедов!

Говоря о воспитании патриотизма, мы заботимся о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.

 

Список литературы и интернет — ресурсов.

  1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004.
  3. 3. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”. – М.:Аркти, 2005.
  4. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005.
  5. 5. Шаламова Е.И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. //Дошкольная педагогика. 2009. – №4 – с. 29 – 33.
  6. Поговори с ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? – Режим доступа: http://www.p4c.ru/671
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. – Режим доступа :http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588