методы работы в группе

Создано: 04.11.2019, обновлено: 09.01.2020

Используемые приёмы, формы, методы работы в группе по (Воспитанию культуры поведения у детей подготовительной группы.)
Воспитатель: Сукнёва Е.И.
«Дети подросли, овладели рядом навыков культурного поведения, много узнали. А между тем работа педагога по воспитанию у ребят навыков культурного поведения значительно усложняется и расширяется. Дети шестого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы становятся разносторонними. Увеличивается объем знаний, расширяются возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. И атмосфера жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и качеств особое  значение.
Сочетание руководства самостоятельной практической повседневной деятельности детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к труду взрослых, общественному значению этого труда содействует успешному расширению задач воспитания уважения к взрослым, культуры общения с ними. Эта область воспитательной деятельности требует, организации внимания детей к взрослым, с которыми они ежедневно общаются. Ведь именно по отношению к  родным людям  чаще всего проявляется жизнь детей, они не замечают заботы взрослых о них. Чтобы это не произошло, нужно научить детей видеть, понимать и оценивать труд взрослых, их положительные действия и отношения. Хорошее средство для этого – правильное отображение таких действий в занятиях и играх. Два-три нравственно направленных занятия можно посвятить специально в течении года специально уважения к окружающим взрослым, прежде всего к родителям, педагогам, няням
. Основной прием «Уроков вежливости» — проигрывание положительных поступков в специально подготовленной обстановке
.  Выяснили, кого называют вежливыми, вспомнили такие слова, как «спасибо», «пожалуйста», «до свидания».
Почему нельзя поворачиваться спиной во время разговора? Правильно, не слышно, не понятно, о чем говоришь
Дети хорошо усвоили: надо всегда обращаться ко всем знакомым по имени. Я постоянно контролировала поведения детей. В дальнейшем они сами напоминали товарищу, забывшему правило вежливости, как надо обращаться друг к другу.
Поводом к этому уроку послужило неумение детей уступить дорогу встречному. Я предложила ребятам разыграть следующую ситуацию. Один из детей изображает бабушку, другой – ее внука. В узкую дверь, сделанную из кубиков, навстречу друг другу идут бабушка с внуком и двое ребят. Дети торопятся, стараясь скорее протиснуться в дверь. Остальные наблюдают за игрой и отвечают на мои вопросы о культуре поведения в данной ситуации. Все ребята делают правильный вывод: пожилым и больным людям, маленьким детям, людям с тяжелыми и большими сумками нужно уступать дорогу.
В  группе часто возникают «неожиданные случайности» из-за невнимания, неловкости. Например, один ребенок нечаянно толкнет другого, наступит на ногу и, как правило, происходит ссора или начинаются жалобы. Совет воспитателя не ссориться, извиниться перед товарищем часто не воспринимается ребенком. А созданная игровая ситуация помогает задуматься над происшедшим, учит сознательно употреблять слова «извините», «пожалуйста». Я использовала разнообразные ситуации, например, идя к столу, нечаянно задевала кого-либо из детей, или предлагала ребенку принести книгу, а когда он направляется в мою сторону, просила его повернуть обратно. Ребенок задевал книгой  кого-либо из детей, сам того не желая. Я рассказала, что извиниться в таком случае – не значит просить прощения за плохой поступок, а наоборот, показать себя  вежливым и объяснить, что так произошло случайно, неожиданно, не со зла.
Между детьми часто возникает ссора из-за неумения, нежелания уступить друг другу игрушку. Начинается возня, борьба, побеждает тот, кто сильнее, а обиженный ребенок либо жалуется воспитателя, либо начинает плакать, либо отходит в сторону, затаив обиду. Однажды я повторила подобную ситуацию с помощью кукол. «Это мой мяч, я его первая увидела», — говорила одна кукла. «Нет, мой, я его первая взяла», — кричала другая. И они начали вырывать мяч друг у друга. Тогда я стала стыдить кукол: «Как не хорошо ссориться. Так воспитанные, вежливые куклы не поступают.
Вы не знаете, как нужно поступить? Так поучитесь, посмотрите, как вежливо поступают наши дети, когда одновременно берутся за одну игрушку. Кто, ребята, научит вежливости наших кукол!» Полина и Алина   одновременно  взявшись за мяч, стали уступать его друг другу. Андрей и Дима  нашли другой способ примирения. «Давай играть вместе», — сказал  Дима  и мальчики начали бросать мяч друг другу. Затем я предложила двум детям продолжить разыгранную мной ситуацию с куклами, предварительно «спросив» у кукол, поняли они, как нужно поступать. Через несколько дней эту же ситуацию дети повторяли с другими игрушками – машины,  и т.п. Последующие уроки с данной тематикой шли под условным названием «Ожившие картинки». Для этого я использовала парные карточки из настольно-печатной игры «Так и не так». Игру проводила по подгруппам в 2-4 человека и со всей группой одновременно .Вот примерное содержание пары картинок. На одной из них нарисован мальчик, идущий по улице и бросающий на землю фантики от конфет. На второй – этот же мальчик бросает фантик в урну. Я предложила «оживить» картинки двум мальчикам. Внимательно рассмотрев их, они должны были точно повторить изображенные действия. С начала «оживили» картинку, где мальчик разбрасывает фантики. Дети-зрители сразу определили, что так поступать нельзя. Затем «оживили» вторую картинку (в качестве урны использовали детское ведерко). В заключение дети еще раз рассмотрели картинки и проанализировали их. Игра имела несколько вариантов. Первый вариант. Каждая пара играющих детей получает две картинки и договаривается, кто какую будет обыгрывать. Дети-зрители тоже рассматривают парные картинки, чтобы иметь возможность сравнить изображенное с драматизацией и охарактеризовать действия исполнителей.
На первых уроках дети односложно характеризовали «ожившие» картинки: «плохо хорошо», «правильно неправильно». Но постепенно они научились объяснять, чем тот или иной поступок им не приятен, пользовались словами «вежливый», «внимательный», «заботливый» и др. Второй вариант. Я показывала детям только ту картинку, где был изображен отрицательный поступок, предлагала желающим «оживить» противоположный, положительный поступок. И только после этого показывала вторую  картинку. Как правило, дети любили демонстрировать действия, достойные подражания. Ведь ребенку очень приятно, если его называют вежливым, внимательным, заботливым. Ниже приводится примерные темы парных картинок, которые я использовала на уроках вежливости.1. Как сидеть на стуле, кресле, диване во время разговора дома и в гостях.2. Как войти в комнату (в одежде или без одежды).3. Уступи место в автобусе.4.
Помоги маме или бабушке донести покупки.5. Вежливо купи билет в кассе.6. Спроси у незнакомого человека, сколько времени.7. Что ты сделаешь, если кто-то рядом с тобой, что-то уронил?8. Как спускаться или подниматься по лестнице.9. Пропусти в дверях старшего .10. Куда деть фантик от конфеты на улице.11. Как показать на понравившуюся игрушку в магазине (рукой, а не пальцем).
Уроки вежливости учат детей анализировать свои поступки и поступки товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь. При ежедневных тренировках в быту постоянно повторяющиеся вежливые поступки превращаются в полезные привычки. В формировании навыков культурного поведения я не ограничивалась только уроками вежливости. Широко использовала чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, беседа на этические темы. В своей работе привлекала и родителей.

Скачать презентацию мы растем