Каша – матушка наша

Создано: 15.12.2019, обновлено: 09.01.2020

Конспект интегрированного занятия в старшей группе
«Каша – матушка наша»
(конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе)
Воспитатель: Е.И.Машукова
Образовательная область: Познание
Программное содержание:
Углублять представления о свойствах и качествах злаковых культур
Формировать представление детей о каше, как о полезном продукте
Учить детей сравнивать путем тактильных ощущений
Учить детей высказываться
Обогащение словаря детей
Интеграции:
Развитие речи, социализация, познание, здоровье
Ход совместной образовательной деятельности:
Воспитатель: Я для вас ребятки приготовила загадку. Кто её отгадает, тот тему нашей беседы узнает. Слушайте внимательно. Кто отгадку знает, тот руку поднимает.
Крупу в кастрюлю насыпают
Водой холодной заливают
Ставят на плиту вариться
И что тут может получиться?    (каша)
Молодцы ребята – это каша. Сегодня мы с вами побеседуем о каше.
Воспитатель: Каша с древних времён занимала главное место на столе, как у богатых, так и бедных людей. Каша – означает кушанье из крупы, сваренная на воде или на молоке. Каша — это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными. Поэтому про неё говорили: Каша – матушка наша. В старину на Руси был даже праздник каши 26 июня. В этот день украшали дома букетами гречихи и просили святую Акулину, чтобы она дала богатый урожай.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете,  для того чтобы сварить кашу, что для этого надо?            (сначала нужно вырастить зерно, переработать его в крупу, а потом уже варить кашу).
Воспитатель: Давайте с вами представим, что мы  в поле посадили зерно. Подойдите,  к столу на нем лежат разрезные картинки разного цвета. Возьмите каждый по одной картинке и подойдите к соответствующему столу. Соберите картинку и скажите, какое растение выросло на вашем поле.
Ребята скажите, какое злаковое растение выросло  у вас в поле? (овёс, пшеница, рис, гречиха).
А какие злаковые растения ещё выращивают в поле? (пшено, ячмень, кукурузу, рожь).
Ребята, а какую кашу можно сварить из вашей крупы?   Из риса (рисовую),  из гречки (гречневую), из овса (овсяную или геркулесовую), из пшеницы (пшеничную, манную). А какие каши вы ещё знаете? (перловая, кукурузная, каша дружба).
Дидактическая игра «Где, какая крупа?»
Дети на ощупь через ткань определяют представленные виды круп (кукуруза, семена подсолнечника, рис, горох, пшено, манка).
Ребята, а сейчас давайте с вами поиграем в игру на внимание. Я буду называть продукты, на нужные продукты для приготовления каши   вы будете говорить «Да», а на те, которые не идут для приготовления каши — «Нет». Отвечать будете по очереди.
Сорока — белобока
Задумала кашу варить,
Чтобы деток накормить.
На рынок пошла
И вот что взяла:
Парное молоко… (Да)
Куриное яйцо…   (Нет)
Крупа манная…   (Да)
Капуста кочанная…   (Нет)
Соленый огурец…    (Нет)
Мясной холодец…     (Нет)
Сахар да соль…   (Да)
Белую фасоль…    (Нет)
Масло топленное…    (Да)
Рыбка соленая…    (Нет)
Лавровый лист…    (Нет)
Чернослив и изюм…    (Да)
Перец болгарский…    (Нет)
Клубничное варенье…    (Да)
Бисквитное печенье…    (Нет)
Молодцы ребята!  А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Варим кашу». Сделайте круг. Это горшочек. А буду называть продукты, как только услышите название своего продукта выходите во внутрь круга. Но сначала давайте с вами вспомним, какие продукты необходимы для варки каши (молоко, соль, сахар, крупа, масло).
Раз, два, три,
Кашу нашу горшок вари!
Мы внимательными будет,
Ничего не позабудем!
Наливаем молоко…
Мы внимательными будет,
Ничего не позабудем!
Сыпем соль…
Мы внимательными будет,
Ничего не позабудем!
Сыпем сахар…
Мы внимательными будет,
Ничего не позабудем!
Насыпаем крупу…
Мы внимательными будет,
Ничего не позабудем!
Все продукты поместили.
Каша варится: «Пых – пых!» —
Для друзей и для родных.
А теперь все друг за другом
Размешаем кашу кругом!
И попробуем ка нашу
Вместе сваренную кашу!
Её вместе поедим,
Всех – всех кашей угостим.
Ведь варилась – то: «Пых – пых!» —
Для друзей и для родных».
Вот и сварилась наша каша, попробуйте какая она получилась? (вкусная, сладкая, солёная, жидкая, густая, вязкая).
— Какая каша у вас самая любимая?
-Чем полезна каша?( каждая каша по-своему вкусна и полезна, в ней много витаминов полезных для здоровья и роста детей).
А знаете ли вы как кашу сделать вкуснее? (добавить масло, варенье, орехи, изюм, клубнику).
Ребята, а какие пословицы о каше вы знаете?
1.     Русская каша – матушка наша.
2.     Кашу маслом не испортишь.
3.     Что за обед, коли, каши нет.
4.     Щи да каша – пища наша.
5.     Щи да каша – сила наша.
6.     Хороша каша, да мала чаша.
7.     Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.
Молодцы ребята! На этом наше занятие закончено. На следующем занятии  я расскажу вам, как готовили кашу в старину. Всем спасибо.

Художественно-эстетическая деятельность.
Рисование
«Наполним холодильник полезными продуктами питания» (старшая группа)
Задачи:
•    Систематизировать представление о полезных продуктах питания, хранящихся в холодильнике (молочные, мясные, рыбные, кондитерские изделия, овощи, фрукты).
•    Закрепить их характерные особенности. Самостоятельно выбирать полезные продукты, разнообразить тематику рисования.
•    Воспитывать любознательность, интерес у детей.
Предварительная работа: Устройство и назначение холодильника. Беседа о полезных продуктах питания, систематизация их. Чтение и обыгрывание стихотворения Ю. Тувима «Овощи».
Материал (по выбору): фломастеры, цветные карандаши.
Ход занятия:
—  Ребята, я прочитаю вам стихотворение В. Шипуновой «Холодильник с продуктами». А вы внимательно послушайте и скажите, какие продукты хранятся в холодильнике, на каких полках и в чём.
Холодильник тихо песенку мурлычет
Машет белой дверцей, ребятишек кличет,
-Полюбуйтесь, дети, на мои запасы:
Виноград вплетён тут в хвостик ананаса,
Апельсин играет с персиком в футбол,
Между двух бананов забивает гол.
И на нижней полке жителям не грустно:
Здесь морковь, щекочет
Крепкий бок капустный.
Над румяною редиской
Ножки свесили сосиски…
А на верхней полке-
В масле сыр катается,
И в сметане белоснежной
Творожок купается.
Осторожно, дети: дверца закрывается!
-Ребята, для чего нужен холодильник?
Как он устроен?
Где какие продукты хранятся в холодильнике?
Во что они упакованы?
•    Правильно, холодильник нужен для хранения, охлаждения, а также для заморозки некоторых продуктов питания. Он похож на шкафчик с полочками и ящичками внутри.
На верхней полке хранятся молочные продукты.
В морозильной камере мясо, рыба, ягоды, мороженое.
В выдвижных ящичках хранят овощи и фрукты.
Все продукты должны быть упакованы: молоко в бутылках, мороженое в стаканчиках, мясо в пакетах.
Пальчиковая гимнастика. Ю. Тувим «Овощи» (на координацию речи с движениями)
Хозяйка однажды с базара пришла,
хозяйка с базара домой принесла.    (шагают пальчиками по столу)
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.
Ох!    (загибают по одному пальчику)
(хлопок)
Вот овощи спор завели на столе
кто лучше, вкусней и нужней на земле.    (попеременные удары кулачками и ладонями)
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла?
Ох!    (загибают пальчики на обеих руках)
(хлопок)
Хозяйка тем временем ножик взяла и ножиком этим крошить начала    (стучат ребром каждой ладони по столу)
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу
Ох!    (загибают пальчики)
(хлопок)
Накрытые крышкою, в душном горшке
кипели, кипели в крутом кипятке    (ладони складывают крест-накрест на столе)
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла
Ох!    (загибают пальчики)
(хлопок)
И суп овощной оказался не плох!
— А теперь подумайте, чем и как вы будете рисовать. На каких полках будут лежать ваши продукты питания и приступайте к работе.

В конце занятия рассматриваем работы детей. Отмечаем разнообразие продуктов, их название, где они расположены.