Ритм в музыкальном развитии детей

Создано: 01.06.2019, обновлено: 15.01.2020

Консультация для родителей
«Ритм в музыкальном развитии детей»

Не все из нас закончили музыкальную школу, не все поют  и играют  на музыкальных инструментах, но, тем не менее, все  хотим, чтобы наш малыш был музыкально развит.
Музыкальные способности связаны с эстетическим развитием человека, его способностью к творчеству, и, в наиболее общей форме, с культурой вообще. При этом не каждый ребенок проявляет музыкальные способности, не всем детям нравится петь или слушать, например, Бетховена или Шуберта.  А связано это с музыкальным «образованием» малыша в первые дни и месяцы жизни.
Вместе с развитием музыкальных способностей детей мы уделяем самое серьезное внимание ритмическому воспитанию.
Чувство ритма — это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.
Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, это последовательность звуков различной длительности. Выполнение речевых упражнений: произношение имен, ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, потешек, небольших четверостиший, речевых и пальчиковых игр – позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах.
Формирование чувства ритма — важнейшая задача педагога. Своеобразие ритма, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки, но и является выразительным средством и других искусств. Наряду с задачей воспитания «музыкально — ритмического чувства» возникает задача воспитания «чувства ритма вообще».
Игра на шумовых и, особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувстваритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально — ритмических движений, дети более четко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.
Исследователи делают акцент на то, что ритмическое воспитание не можетбыть только слуховым, т.к.  ритм имеет в своей основе — движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Еще одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки, не менее важна эмоциональная природа ритма, что дает положительный результат в системе музыкального развития детей.
Чтобы ребенок проникся чувством ритма, нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребенка быстрой реакции.
Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест (хлопки, шлепки по коленям, притопы и т.д.). Также много ритмической работы ведется в музицировании на музыкальных инструментах. Постепенно ритмические формулы усложняются. Они становятся более длительными, вводится прерванный ритм.
Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Интерпретируя музыку, ребенок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности.
Есть такой прием, как  «эхо», который дает возможность ребенку в играх постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок только повторяет то, что слышит, а после у него появляется свой вариант, который он озвучивает,  свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия. Таким образом, ребенок самоутверждается, верит в свои силы, чувствует радость от своего творения.
Тексты для упражнений подбираются ритмичные и удобные в произношении. Музыкальные импровизации – вокальные, танцевальные, пластические, инструментальные
Интересны игровые упражнения с использованием детских музыкальных инструментов, они являются важным этапом процесса обучения игре на детских музыкальных инструментах, т. к. дают ребенку возможность легко усвоить и осмыслить понятие ритма (ритмического рисунка, составляющего обязательный элемент мелодического движения.
Ритм присутствует в нашей жизни всюду. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требуют развитого чувства ритма.
Занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт, который ему так необходим.

Музыкальный  руководитель Ахтямова О.В.