Развитие речи дошкольника посредством музыки

Создано: 14.09.2019, обновлено: 15.01.2020

Консультация
«Развитиеречи дошкольникапосредством музыки»
Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве, поэтому большое значение придают музыке в детских садах, – она звучит как на музыкальных занятиях, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, а так же во время праздников и развлечений.
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста происходит в различных видах музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения, пение, восприятие музыки, игра на ДМИ,  музыкально-творческая деятельность).
Каждый вид музыкальной деятельности является процессом общения педагога с детьми,что позволяет целенаправленно и эффективно развивать речь ребенка.
Музыкально-ритмические движения.
Музыкально-ритмические движения — это вид деятельности, в котором содержание музыки, ее характер и образы передаются в движениях.
Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Музыкально-ритмические движения позволяют:
— создать атмосферу активного взаимодействия, развития социально-коммуникативных навыков детей: общения, сопереживания, доброжелательности и взаимодействия с другими детьми:
— снять эмоционально-психическое напряжение;
— удовлетворить потребность ребенка в двигательном и эмоциональном самовыражении;
— развить способность лучше понимать себя и других;
— совершенствовать психические процессы: речь, внимание, воображение, память и др.
Развитие речи в сочетании с движением и музыкой представляет собой процесс, состоящий из двух основных направлений:
1. развитие невербальных процессов — слухового внимания:
— памяти, воображения
— зрительно-пространственной ориентировки
— моторики (координация движений, чувство ритма, темпа, регуляция мышечного тонуса)
2. развитие речевых (вербальных) умений — темпа и ритма дыхания и речи
— фонематического,
— динамического
— звуковысотного
— тембрового слуха и т. д.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известная роль становления слуха в формировании ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух, и, как следствие этого плохое восприятие ритма, резко тормозят развитие речи детей в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна либо слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. Слабое развитие слуховых и моторных способностей в дальнейшем тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение ребенка со сверстниками. Поэтому наша задача – научить ребенка ритмично дышать, говорить, петь, двигаться.
Одним из важнейших средств развития речи и самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкальные игры. Поэтомуупражнения и игры, в т.ч и по развитию чувства ритма, должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие,как его неотъемлемая часть.
Для лучшего усвоения материал должен усложняться постепенно, многократно повторяясь в разных вариациях.
С детьми проводятся игры, упражнения:
— с именами
— с предметами
— со словами и стихами (в том числе и речевые игры)
— с музыкальными произведениями
— с музыкальными инструментами
Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью», «рисуются» великолепные картины природы, поступки, отношения, характеры героев. В ней слышится живая речь — взволнованный или спокойный рассказ, прерывистое или плавное повествование, вопросы, ответы, возгласы.
При восприятии и анализе музыки, у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.
В процессе слушания музыки и ее анализа у дошкольников развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной. Делятся полученными впечатлениями, развивают основные формы связной речи– монологическую и диалогическую. Для того, чтобы высказать свои впечатления – строят предложения, небольшие рассказы из нескольких предложений. Формулируют вопросы и ответы.
Слушание музыки — универсальный вид деятельности. Без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой — драматизацией, их нужно обязательно прослушать. Слушая музыку, дети знакомятся с музыкальными произведениями разнообразных жанров, учатся понимать, различать средства выразительности: темп, ритм, динамику, тембр.
Процесс слушания музыки имеет определенный алгоритм. Последовательность действий здесь очень важна, так она определяет эффективность и результативность работы.
Навыки монологической и диалогической речи формируются в процессе беседы после слушания музыки, когда дети делятся впечатлениями от прослушанного произведения, высказывают своё отношение к его образам, дают им оценку. Здесь очень важно развивать образность речи детей. Эту задачу помогают решить различные методы и приемы. Все они тесно взаимосвязаны друг с другом и взаимодополняемы.
Основные методы – наглядный, словесный и практический применяются в сочетании с проблемностью, чтобы процесс обучения носил творческий, развивающий характер
Пение — вокальное искусство, связанное со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Речь, в соединении с пением, производит особенно сильное, захватывающее действие.
Такой вид музыкальной деятельности, как пение, также развивает связную речь детей, способствует расширению словаря, образности детских высказываний. Этому способствует сам поэтический текст песни, использование такого приема, как пересказ содержания песни своими словами после первого ее прослушивания. С детьми проводится беседа: значение всех непонятных слов разъясняется, при этом используются сравнения, эпитеты, слова-синонимы. Расширяется словарь музыкальных терминов. Дети знакомятся, запоминают и употребляют в речи такие слова, как хор, солист, дирижер, артист, вступление, заключение, проигрыш, припев, куплет и т. д., речь детей обогащается, становится более интеллектуальной и выразительной.
Основным приемом работы с песней является повтор. Повтор важен для заучивания песен наизусть, что должны делать дети, еще не овладевшие навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов.
Для детей, испытывающих трудности в речевом плане, пение является наиболее приемлемым способом обучения, так как заучивание куплетов из песен способствует формированию навыка составления фраз и предложений.
Песни — хорошие языковые модели, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и воспитанника.
Пение развивает навык чтения. Оно помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве.
При пении песен мы используем дыхание. Когда мы занимаемся пением, мы учим детей брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу. Правильное дыхание развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме. Это, со своей стороны, дает оздоровительный эффект, а с другой – способствует развитию такого важного компонента устной речи как звуковая культура: умение отчетливо произносить звуки, слоги, воспроизводить звукоподражания, слова и фразы. Здесь ведется кропотливая работа по развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания детей.
Все эти способности эффективно развивает такой вид музыкальнойдеятельности детей как пение. Успешность формирования певческих данных дошкольника во многом зависит от умения пользоваться дыханием, а именно умения правильно вдыхать и правильно выдыхать.
С детьми проводятся игровые упражнения:
— для спокойного, плавного пения: звукоподражания свисту ветра – «с-с-с», шуму деревьев – «ш-ш-ш», полету пчелы «жжж».Навык  процесса правильного дыхания лучше отрабатывать в играх. При выполнении упражнений ребенку надо напоминать, что вдох всегда делается через нос.
Эффективным упражнением для выработки таких певческих навыков, как дикция, дыхание, правильная артикуляция являются скороговорки. По мнению врачей, освоение скороговорок не только улучшает речь, но и повышает концентрацию внимания, тренируя нервные связи между мозгом и органами речи. Скороговорки дают положительный эмоциональный настрой. Благодаря своей краткости запоминаются, дети видят результат своего труда. Например: «На дворе трава, на траве дрова».
Музыкальная скороговорка – это текст, положенный на музыку, то есть песенка.
Игра на детских музыкальных инструментах
Прежде всего, игра на музыкальных инструментах расширяет словарь ребенка новыми словами – названиями музыкальных инструментов (игры «Что звучит?», «Назови музыкальный инструмент», в младшем дошкольном возрасте дети не только запоминают названия бубна, погремушки, колокольчика но и произносят звукоподражания:
Ты ладошек не жалей и в ладошки громче бей.
Мишки в бубен громко бьют, бум-бум, бум-бум.
Спать зверушкам не дают – бум-бум, бум-бум.
В старшем и дошкольном возрасте дети учатся обобщать знакомые инструменты в группы: струнные, духовые, клавишные, ударные.
Музыкально-творческая деятельность
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.Как нам уже известно, виды музыкальной деятельности оказывают ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка, в том числе на развитие и становление его речи. Виды музыкально-творческой деятельности:
— песенное творчество
— танцевальное творчество
— творчество в игре на ДМИ
Музыкально-творческая деятельность это деятельность, основанная на знаниях, умениях и навыках ребенка, полученных во всех видах музыкальной деятельности, это уникальный, авторский продукт, который является показателем высокого уровня развития ребенка, в том числе в речевом плане, так как требует развитого воображения, фантазии, умения ориентироваться в непривычных ситуациях.
Как итог:
Музыка – эффективное средство развития речи детей в дошкольном возрасте. Каждый вид музыкальной деятельности является процессом общения педагога с детьми, а, значит позволяет целенаправленно и эффективно развивать речь ребенка.Музыкально-ритмические движения позволяют:
— создать атмосферу активного взаимодействия, развития социально-коммуникативных навыков детей: общения, сопереживания, доброжелательности и взаимодействия с другими детьми;
— развить способность лучше понимать себя и других;
— совершенствовать психические процессы: речь, внимание, воображение, память.
Слушание –вид музыкальной деятельности, который учит ребенка понимать, о чем «рассказывает» музыка. В процессе слушания музыки и ее анализа у дошкольников развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной. Делясь полученными впечатлениями, дети развивают основные формы связной речи – монологическую и диалогическую.Необходимо вести специальную работу по обогащению словаря детей.
Пение, также развивает связную речь детей, способствует:
— расширению словаря, образности детских высказываний;
— заучивание куплетов из песен способствует формированию навыка составления фраз и предложений;
— формирует навык четкой артикуляции;
— развивает навык чтения, помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог;
— песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют прочному запоминанию, развивают координацию движений;
— формирует звуковую культуру: умение отчетливо произносить звуки, слоги, воспроизводить звукоподражания, слова и фразы.
Играя на музыкальных инструментах, ребенок
— расширяет словарь звукоподражаниями, новыми словами – названиями музыкальных инструментов, групп музыкальных инструментов;
— развивает все виды слуха.
Музыкально-творческая деятельность — это уникальный, авторский продукт, который является показателем высокого уровня развития ребенка, в том числе в речевом плане, так как требует развитого воображения, фантазии, умения ориентироваться в непривычных ситуациях.

Музыкальный руководитель Ахтямова О.В.