Развитие детей раннего возраста

Создано: 17.02.2019, обновлено: 14.01.2020

Развитие детей раннего возраста посредством музыкально — игровой деятельности.
Музыкальный руководитель Ахтямова О.В.
Общение ребенка с музыкой, которое способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности: малыш буквально с первых лет способен улавливать характер, настроение, чувства, переданные в музыкальном произведении, он готов вслушиваться, оценивать в элементарных формах и воспроизводить понятные ему музыкальные образы.
К концу третьего года жизни, малыш способен к первичным музыкально-творческим проявлениям в песенном, музыкально-игровом и музыкально-танцевальном творчестве.
Музыкальный руководитель обогащает музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями, содействует возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке.
Таким образом, музыкальная деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие ребенка, и, в частности, на развитие его музыкальности.
Вовлечение педагогами родителей в процесс формирования личности ребёнка через музыкально-игровую деятельность помогает выявить музыкальные пристрастия родителей, уровень их музыкальной культуры, интерес родителей к музыкальному развитию их детей, так как в основе музыкально-игровой деятельности с детьми раннего возраста лежит общение (с мамой, близкими, со сверстниками, педагогом), а так же то, какие созданы для этого условия.Полученная информация помогает в определении тем консультаций для родителей, способствует налаживанию контакта между родителями, детьми и педагогами.
Роль музыкального руководителя в этом возрасте очень важна. Он грамотно организует музыкальную деятельность детей, развивая и формируя их интерес к музыке, обогаща¬ет эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой, способствует эстетическому воспи-танию.
В этот возрастной период детей приучают слушать, за¬поминать и узнавать короткие мелодии, сопровождать их согласованными с музыкой ритмичными движениями, из¬менять движения с изменением характера мелодии, эмо¬ционально откликаться на музыку. Дети, слушая пение взрослого, начинают подпевать отдельные слоги и слова, запоминая несложные песенки. Они  различают контрастные особенности звучания музыки (громкое — тихое, высокое — низкое, быстрое — медленное). Выра¬батывается навык ритмичной ходьбы и умение двигаться группой в одном направлении под марш, ходить и бегать по одному и парами, взявшись за руки в играх и плясках. Развивается умение сопровождать танцевальную музыку различными движениями: хлопать в ладоши, топать нож¬ками, делать полуприседания («пружинку»), выполнятьдвижения с флажками, с платочками. Подпевая песенки, дети учатся имитировать движения животных («птички летают», «зайчики прыгают», «мишки ходят вперевалочкуи топают»).
В репертуар занятий и развлечений включаются музы¬кально-дидактические игры, способствующие различению звуков по высоте, продолжительности звучания, громкости и тембру, узнаванию звучания инструментов (барабан, бу¬бен, погремушка, колокольчик и др.).
Ведущую роль на занятии берут на себя взрослые: музыкальный руководитель и воспитатель. Совместная деятельность взрослого и малыша способствует формированию положительных эмоциональных отношений.
В музыкальной работе с детьми 2-3 лет заметны раз¬личия в умениях. Это связано, прежде всего, с особенно¬стями нервно-психического развития детей, а также с тем,что малыши нерегулярно посещают дошкольное учреж¬дение в связи с адаптацией и заболеваемостью, что есте¬ственно в этом возрасте. Поэтому нельзя предъявлять оди¬наковые требования к музыкальному развитию детей этой возрастной группы. Самым главным показателем правиль¬но организованной музыкальной деятельности являет¬ся ярко выраженный интерес у детей к музыке: внимание во время слушания, эмоциональное участие в подпевании и движениях под музыку, т. е. проявление эмоциональной и музыкальной активности.
Праздники также имеют место в жизни малышей. К праздникам в этом возрасте нужно подходить методи¬чески грамотно и исходить, прежде всего, от их педаго¬гической целесообразности. В этом возрасте дети еще не в состоянии понять сам факт праздника, ощутить празд¬ничную атмосферу. Для них это просто веселая игра, в ко¬торой ведущую роль выполняет воспитатель или какой-то персонаж, понятный для восприятия детей. Дети во время организации игровых ситуаций много двигаются, выполня¬ют определенные действия с атрибутами, взаимодействуют с персонажами, получают массу положительных эмоций.
Присутствие на праздниках родителей в этом возрасте недопустимо. Для ребенка большое количество незнако¬мых людей рядом всегда стресс, а увидев знакомые лица родных, он начинает плакать и проситься на руки к матери.
Какие задачи  преследуются в ходе развития дошколят?
1.Прививать интерес и любовь к музыкально-игровой деятельности.
2.Развивать эстетическое восприятие музыки:
•    знакомство с окружающим миром в процессе пения;
•    разви¬вать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкаль¬ную память, слух;
•    развитие основ музыкальности (выражение эмоций, мимика, жесты, реакция движений);
•    развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка раннего возраста:
-тихо-громко (тембродинамическое восприятие)
— «чей голос?» (звуковысотное восприятие)
— «постучи погремушкой, игрушкой» (ритмическое восприятие)
3. Побуждать детей проявлять элементарное музыкальное творчество (песенное, театральное, игровое).
4. Стимулировать представления ребенка о способах взаимодействия со сверстниками.
5. Поднять эмоциональное настроение детей на музыкально-игровой деятельности.
Формирование активности в музыкаль¬ной деятельности — основная задача воспитания детей этого возраста.
Основные методы, приемы и средства музыкально-игровой деятельности,используемых в процессе развития детей раннего возраста.
•    :Используются  меховые, резиновые, тряпичные куклы, игрушки, иллюстрации, музыкально-дидактические игры, шумелки, колокольчики, детские музыкальные инструменты, пирамидки, неваляшки.
•    Обыгрываются игрушки художественным словом, потешками, песенками-пеструшками, стишками.
•    Подпевание детьми песенок, потешек, первичное песенное, танцевальное, игровое творчество, песенные импровизации, имитирование движений животных, пальчиковые игры с языком – болтушки, танцевальные движения: хлопание в ладоши, показ «фонариков», топанье ножкой, кружение.
Принципы работы с детьми на музыкально-игровой деятельности основаны в соответствии с концепцией развития ДОУ:
— вариативность –формы организации работы с детьми и родителями               зависят от разнообразия потребностей родителей;
— максимальная индивидуализация и дифференциация –учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, темпов их развития, интересов детей, потребностей родителей;
В качестве форм и структуры музыкально-игрового обучения  деятельностииспользуется:
1. Ритуал приветствия.
2.Музыкально-игровая деятельность. Форма- фронтальная .
•    Восприятие музыки
•    Пение для детей и подпевание (звукоподражание) с детьми
•    Музыкально-дидактические игры
•    Музыкально-ритмические движения (игровые упражнения, танцы под пение муз.руководителя, веселые игры с игрушками)
•    Экспериментирование со звучащими музыкальными инструментами
— индивидуальная (самостоятельная деятельность детей, свободный выбор музыкально-дидактических игрушек, музыкальных инструментов).
3. Беседы с родителями. Консультации по вопросам музыкального развития.
4. Ритуал прощания.
Показатели музыкально-игрового обучения деятельности:
Для отслеживания достигнутых успехов и планирования дальнейшего развития малыша музыкальный руководитель определяет три уровня:
1 уровень – дети самостоятельно, без музыкального руководителя и воспитателя, включаются во все предложенные виды деятельности (подпевают, двигаются, реагируют звукоподражанием, мимикой, жестами).
2 уровень – родители взаимодействуют с ребенком, помогают ему, ребенок идет на контакт с родителями  и музыка является дополнительным средством их общения.
3 уровень –ребенок наблюдает, иногда проявляет эмоции, родители активно включаютсяво все виды деятельности, пытаясь вызвать у ребенка эмоциональный отклик и желание подражать им.
Результат:
— к концу года каждый ребенок проявляет первичные творческие песенные, танцевальные, игровые способности, выражает себя посредством музыки;
— взрослея ребенок приобретает новые музыкальные навыки,
— формирование положительного имиджа детского сада среди населения;
— консультативная помощь и педагогическая поддержка родителей в осуществлении развития детей раннего возраста по музыкальному воспитанию;
Взаимодействие с родителями:
•    Музыкально-игровая деятельность с детьми совместно с родителями.
•    Праздники и развлечения с детьми совместно с родителями.
•    Создание музыкально-игровой развивающей среды для детей совместно с родителями.
•    Консультативная помощь и педагогическая поддержка родителей в осуществлении музыкального развития детей раннего возраста.