Фольклор в жизни ребенка

Создано: 15.05.2017, обновлено: 14.01.2020

Фольклор в жизни ребенка раннего возраста.

В наше  время одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.

Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Так народ создал свое искусство, свою поэзию. Фольклор появился задолго до литературы и создавался на базе живого разговорного языка, который невозможен без речевых интонаций и жестов. Все это способствовало сохранению и передаче из поколения в поколение фольклорных произведений.

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает склонности и интересы народа, его вкусы.

Устное народное творчество – это произведения всех родов и жанров. Это песни о героях, разнообразные сказки, лирика, драма. Художественное произведение – неповторимое и неповторяемое другими, которое создаёт своё. Отличие – по характеру, фактуре стиха, признакам стиля.

Детский фольклор — это материал, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому более занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы.

Потешки, пеструшки, заклички (обращение к природе, ее явлениям), приговорки (обращение к живой природе), докучные сказочки – весь детский фольклор наш верный помощник, и в развитии движений, и в развитии правильной, грамотной, выразительной речи.

Потешки и пеструшки дают ребенку удовлетворить свои потребности и желания разнообразно двигаться: бегать, топать, хлопать, подражать животным и птицам.

Знакомить ребенка с художественной  литературой лучше  начинать  с потешек и песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений.,

Доброжелательное подтрунивание потешек — эффективное «педагогическое» воздействие. Это лекарство против капризов, упрямства, лени, эгоизма, трусости. Народная педагогика на протяжении веков создала и собрала замечательные частушки, потешки, прибаутки, песенки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже для самых маленьких.

Фольклорные игры  являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движение. При этом ребенок не только воспринимает общее значение слова, но и постигает глубокий смысл выражения, благодаря образности и восприятию их эмоциональный уровень. Потешки построены на ритмичности, а чувство ритма рождает у ребенка состояние безопасности и комфорта, развивая положительный эмоциональный фон, что способствует развитию ребенка.
Музыкальный руководитель Ахтямова О.В.