ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Создано: 10.02.2019, обновлено: 09.01.2020

 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
(от 2-х месяцев до 3-х лет)

Подготовила: Е.И.Машукова

На современном этапе в связи с введением в действие Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта возникла необходимость серьезных реформ в системе и содержании дошкольного образования, в первую очередь, для детей раннего возраста. В ст. 67 Федерального закона № 273–ФЗ от 29.12.2012… «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Государством закреплена обязанность оказывать поддержку семье в воспитании детей от 2 месяцев, обеспечивать доступность дошкольных образовательных услуг для всех слоёв населения.
В настоящее время все больше молодых матерей отдают своих маленьких детей в детские ясли.
Особенности раннего детства предъявляют особые требования к педагогу и создают определенные трудности в его работе. Первая трудность, с которой  приходится сталкиваться – это  проблема адаптации к новым условиям и детскому учреждению.
Многие родители недостаточно владеют знаниями в области педагогики, незнакомы с особенностями психики своих детей. Дефицит внимания, общения в связи с занятостью родителей тормозит личностное и интеллектуальное развитие ребенка. Не все родители знают о возрастных особенностях детей до 3-х лет, не все умеют найти адекватные педагогические воздействия.
Как показывает практика, родители часто испытывают определенные трудности. Чтобы грамотно и правильно воспитать ребёнка в современных условиях, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Участие в совместной деятельности помогает родителям обогатить свой социально-педагогический опыт по воспитанию своего малыша. Активно вовлеченные в жизнь детского сада родители, опираясь на принципы сотрудничества, взаимопроникновения, взаимопонимания и взаимоподдержки, осознанно включаются в единый процесс воспитания ребенка. Разработанная и апробируемая педагогическая технология по гармонизации и оптимизации детско-родительских взаимоотношений в процессе игровой деятельности в условиях дошкольного учреждения помогает родителям увидеть мир глазами ребенка, почувствовать его переживания, понять причины возможной агрессивности, тревожности, получить ответы на волнующие вопросы.
Поэтому возникает необходимость строить тесное сотрудничество с родителями(законными представителями) ребенка. Необходимо создавать  разнообразные интерактивные формы сотрудничества с родителями, которые направлены на укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет), на повышение педагогической культуры родителей.
Основной целью работы с детьми раннего возраста является – обеспечение  благоприятных психологических условий адаптации детей к детскому саду, повышение и закрепление престижа дошкольного образовательного учреждения, привлекательности для семей с детьми раннего возраста, оказание социальных услуг населению, привлечение дополнительных средств финансирования дошкольного учреждения.
Некоторые дети с большим трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой: громко плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое-либо занятие. Здесь требуются терпение, умение вызвать доверие к себе и сотрудничество с мамой ребенка.
Воспитатель — это не только профессия, суть которой дать знания. Это — высокая миссия, предназначение которой — сотворение Личности, утверждение человека в человеке! Воспитатель — раскрывает таланты, пробуждает любознательность, учит трудолюбию, настойчивости, целеустремленности, доброте, отзывчивости и любви. По сути, воспитатель вводит ребенка в жизнь, в человеческое общество. Образованность педагога, его эрудиция, помогут создать образец для подражания для своих маленьких подопечных. Таким образом, личность воспитателядолжна отличаться завидной безупречностью. Но еще больше требований, в настоящее время, предъявляется к личности воспитателя, работающего с детьми раннего возраста.
Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша, именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от его физического состояния и настроения. На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования его личности. Закладываемое в этот период эмоциональное отношение к людям, миру, самому себе запоминается малышом и реализуется на протяжении долгих лет. Задача современной педагогики — реализовать в воспитательном процессе самоценность раннего возраста как базисной основы всего последующего развития.
Эти особенности маленьких детей предъявляют высокие требования к действиям взрослого. Они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и заразительными. Только собственной увлеченностью можно передать маленькому ребенку интерес к какой-либо деятельности. Здесь требуются повышенная чувствительность к состояниям малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Слова обязательно должны быть включены в реальные действия, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Необходима эмоциональная включенность взрослого в нужные действия. Только так можно передать ребенку интерес к новой деятельности, привлечь к ней и увлечь ею, и таким образом вызвать его собственное желание.
Чтобы помочь ребенку адаптироваться к детскому саду воспитатель должен обсудить с родителями вопросы еще до поступления малыша в детский сад.
Предполагаемые результаты работы педагога с детьми раннего возраста
1. Привлечение родителей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей от 2 месяцев до 3 лет.
2. Создание системы совместного подхода к решению проблем воспитания детей раннего возраста, сохранение и укрепление   интеллектуального, психофизического, эстетического здоровья ребёнка.
3. Увеличение до 95% доли детей, проходящих процесс адаптации к дошкольному образовательному учреждению легко, без стрессов и заболеваний.
Из всего вышесказанного следует, что:
Решение вопросов раннего развития, воспитания и обучения необходимо обеспечивать на основе обновления содержания дошкольного образования, система которого призвана быть сегодня гибкой, многомодульной, отвечающей социальным запросам родителей и потребностям социума. Практика показала, что на современном этапе необходимо вводить вариативные модели организации дошкольного образования. Разный режим пребывания и объём обучения, разнообразные формы работы с детьми, привлечение родителей к совместной деятельности необходимо организовывать и осуществлять с опорой на научные знания, с применением современных инновационных технологий и разработок.
Заключение
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве.

Основные идеи работы  с детьми раннего возраста по составляющей аннотации.

1.Первая особенность, с которой сталкиваешься – это адаптация ребенка к новым условиям детского учреждения
( необходимо перед тем, как ребенок начнет посещать детский сад, посетить его семью, выявить с родителями ряд вопросов, с которыми придется столкнуться родителям,  дать советы, рекомендации и т.д.)
2. Добиваться единых требований к ребенку по его  воспитанию с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей
3.Создавать тесное сотрудничество с родителями ( используя  разнообразные формы как традиционные, так и нетрадиционные)
4. Создание благоприятных условий для психологического и физического развития ребенка
5. Реализация в воспитательном процессе самоценности раннего возраста как базисной основы всего последующего  развития.