Мир комнатных растений

Создано: 02.04.2019, обновлено: 09.01.2020

НОД «Мир комнатных растений»
Воспитатель Елена Машукова
Цель. Расширять представление детей о комнатных растениях : их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду .
Задачи :
1. Дать понять, что такое комнатные растения , какие они бывают.
2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования комнатных растений .
3. Воспитать бережное отношение к комнатным растениям , умение заботиться о них.
Словарная работа : активизация и обогащение словарного запаса (герань, пеларгония; фиалка; кактус; поддон.)
Материал. Комнатные растения : фиалка, герань, кактус
Ход НОД
Воспитатель.
Посмотрите, как много в нашей группе комнатных растений . А как вы думаете, для чего нужны эти растения
(Ответы детей.)
Дети :
Они украшают помещение круглый год;
— растения очищают воздух ;
Некоторые из комнатных растений — лекарственные ;
Цветы создают радостное настроение;
Они учат трудиться;
Чтобы было красиво и уютно;
Чтобы воздух был чище, растения выделяют кислород , которым мы дышим;
— растения поддерживают влажность воздуха в помещении;
— растения лечат людей ;
— растения отпугивают вредных насекомых (например, моль) ;
Чтобы наблюдать и ухаживать за ними.
Воспитатель :
Ребята, а что нужно, чтобы растения хорошо росли ?
(Дети называют вода, свет, тепло, почва.)
А больше ничего не нужно?
Дети : Кроме этого нужно о комнатных растениях заботиться , ухаживать за ними.
1. Растения нужно держать в теплых помещениях, т. к. большинство из них прибыли к нам из далеких стран, где не бывает холодной зимы.
2. Поливать растении надо водой комнатной температуры , иначе растения могут заболеть и погибнуть.
3. Летом растения поливают каждый день, зимой реже, но необходимо следить, чтобы почва в горшочках была влажной. Кактусы поливают летом через 2-3 дня, а зимой 1-2 раза в две недели. Поливать их надо из лейки, сбоку.
4. Надо рыхлить почву, чтобы к корням поступал воздух.
5. После долгой зимы вносить удобрения.
6. Оберегать растения от вредителей .
Многие комнатные растения хорошо пахнут . Дети, вы уже знаете, что каждое растение имеет свое название . Какие названия комнатных растений вы знаете ? (Ответы детей.)
Ребята проходите на стульчики и я вам что-то покажу. Слайд с геранью.
Знаете ли вы название этого растения ?
Это растение называется «герань» , или «пеларгония» . Еще его называют «журавлиный нос» , потому что столбик цветка иногда (после опыления) разрастается в длинный«клювик» , очень похожий на клюв журавля. Теперь вам легче будет запомнить название этого растения .
Ребята, найдите у нас в группе герань. (Находят дети герань можно взять цветок в руки и рассматривать его) Давайте внимательно рассмотрим его. Что есть у герани?
Обобщает ответы детей : «У герани есть стебель, листья (цветки, если растение цветет ) и корни».
Воспитатель.
Какой формы листья герани? Какого цвета листья? (Ответы детей.)
Обобщает ответы детей : «Листья у герани округлой формы, яркого цвета, с коричневатым кругом у края (или с белой каймой) ».
Воспитатель.
«Какого цвета цветы герани?»
Обобщает ответы детей : «Цветы герани могут быть разных цветов : белые, розовые, малиновые. Цветы герани собраны в соцветия, словно в зонтик».
Воспитатель.
«А где корни герани? Как вы думаете, зачем растению нужны корни ?»
Обобщает ответы детей : «Корни растения находятся в земле . За счет корня растение не падает и крепко держится в земле. Еще корень питает растение . Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам. (Сопровождается рассказ показом.) Чтобы растение не завяло , его обязательно нужно поливать».
Воспитатель.
А кто знает, как называется это растение ? (Показывает фиалку.)
Это растение называется фиалка .
А такое растение есть в нашей группе ? (Дети находят фиалку и рассматриваем её)Внимательно рассмотрите растение и скажите , что есть у фиалки? Какой формы листья? Какого цвета листья?»
Воспитатель обобщает ответы детей :«У фиалки есть листья (цветки, если растение цветет, и корень. Листья округлой формы, темно-зеленого цвета, толстенькие, опушенные (у некоторых растений край ровный , а у других волнистый). Длинными черешками листья крепятся к корню.
Слайд с фиалками много цветов.
Воспитатель.
Какого цвета цветы фиалки?
Дети :
Цветки фиалки бывают разных цветов.
Показывает детям фиалки разных цветов белые, розовые, лиловые, фиолетовые и сиреневые. Слайд
А теперь ребята давайте немножко отдохнём.
Физминутка «На окне в горшочках»
На окне в горшочках (дети сидят на корточках, лицом в круг)
Поднялись цветочки. (медленно встают)
К солнцу потянулись, (на носочках, руки вверх)
Солнцу улыбнулись. (руки развели в стороны)
К солнышку цветочки (руки вытянуть)
Повернут листочки. (ладони развернуть вверх)
Развернут бутоны, (руки соединить над головой)
В солнышке утонут. (медленно развести руки)
Загадка
Он на ежика похож,
Только в землю корнем врос.
Нет ушей, нет ног, нет глаз,
Но, зато, колючки – класс!
Очень медленно растет ,
И цветет не каждый год.
У него цветочек красный,
Как красив цветущий … (кактус)
Это растение называется КАКТУС . Посмотрите, какой он необычный – вместо листьев у него колючки. Что можно сказать о кактусе? Какой он? (ответы детей)
Слайды разные
Бывают кактусы малютки величиной с ноготок, а бывают кактусы великаны — выше здания нашего детского сада.
Кактусы не боятся жары. Внутри они водянистые. Даже у самых маленьких кактусов большие корни.
У разных кактусов бываю разные колючки : твердые и мягкие, длинные и короткие, а есть даже кактусы с ядовитыми иголками.
В давние времена колючки больших кактусов люди срывали и пользовались ими как иголками.
Многие кактусы съедобны. Из них делают компоты, варенье и просто едят сырыми.
Некоторые кактусы могут поедать мелких насекомых. Их яркие, красные цветки, пахнущие мясом, так и манят к себе насекомых. Подлетает мошка на запах, садится на цветок, а он — хлоп, да и закрылся, да мушку и проглотил.
А давайте ребята для гостей исполним песенку про кактус.
Ребята, этот кактус останется жить в нашей группе, мы будем за ним ухаживать, поливать очень редко, т к много воды ему не надо и обращаться с ним очень аккуратно. Что бы не произошла история, как с мальчиком из стихотворения Наталии Шайбаковой «Кактус» .
Чтение стихотворения «Кактус»
Мамин кактус на окне
Не даёт покоя мне.
Я вокруг него кручусь,
Не беру — вдруг уколюсь.
Помню мамины слова :
«Он колючий. Брать нельзя!»
Но терпеть нет больше сил —
Палец в кактус угодил!
«Аааа» — издал я сильный рёв —
Не нашёл пока я слов.
Но теперь я точно знаю —
С кактусом я не играю!