Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников

Создано: 31.01.2019, обновлено: 14.01.2020

Семинар-практикум для воспитателей ДОО
«Прогулка как приоритетное средство развития дошкольников»

СКАЧАТЬ

Зам.заведующегоАхтямова О.В. (при помощи интернет — ресурсов)
Цель:   повышение уровня организации прогулок.
Задачи:
Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;
Повысить методический и практический уровень педагогов по организации прогулок;
Скорректировать работу по организации прогулок в ДОО.
Оборудование Конверты с заданиями, листы бумаги, ручки, иллюстрации с зимними видами спорта, кроссворд, памятки для воспитателей, мешочек.
План проведения
1. Вступительное слово. Консультация для педагогов « Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста».
2. Практическая часть – «Деловая игра»
• Раунд 1 «Мозговая атака»
• Раунд 2 «Сосчитай-ка»
• Раунд 3 «Кто больше»
• Раунд 4 «Игры детства»
• Раунд 6 «Кроссворд»
• Раунд 7 «Вопрос — ответ»
3. Вывод.
Ход семинара
1. Значение прогулки, как средства воспитания.
Прогулка – это режимный момент жизнедеятельности детей в детском саду.
Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулки:
— оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
— способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
— оптимизировать двигательную активность детей;
— способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для их физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, общаются, познают окружающий мир, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.
На прогулке необходимо интегрирование таких образовательных областей, как: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Интеграция возможна: в процессе освоения сенсорных эталонов при овладении правилами безопасного поведения; речевыми умениями; опытом общения с детьми и взрослыми; отражении в подвижных играх различных сюжетов; обыгрывании действий персонажей сюжетно-ролевых игр; формировании привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с активными двигательным отдыхом; расширении представлений о человеке, его окружении, благоприятных условиях жизни…
Прогулка дает возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей  с окружающим, что способствует воспитанию у детей любви к родному селу. В теплое время года дети трудятся в цветнике — сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. Зимой не только катаются с горки, но и строят тоннели, играют в снежки и многое другое.
Так же у детей воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика — все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.
Таким образом, прогулка:
— развивает умственные способности и наблюдательность: получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе.
— дает возможность знакомить детей с родным селом, трудом взрослых.
— удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит).
— дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми.
— у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
— на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается, режим дня детского сада предусматривает проведение утреннего приема детей на свежем воздухе, дневной прогулки после занятий и вечерней перед уходом домой.
2. Деловая игра
Ход игры
Ведущий:
Хорошо, когда с утра — Начинается игра!
Смех, веселье, беготня,Когда играет ребятня.
Позавидуешь детишкам:И девчонкам, и мальчишкам.
Но сегодня день особый,Собрались мы неспроста.
И у нас сегодня, взрослых,Начинается игра!
В правила игры вникайте,Что зачем запоминайте!
Каждому ответившему правильно  выдается смайлик, при подведении итогов – суммируются, победителям – 1,2,3 место – призы.
Раунд 1 «Мозговая атака»
Вопрос 1
Назовите виды прогулки?
Ответ:
— типовая — максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
— комбинированная — целевая прогулка и свободная деятельность.
— экскурсия — поход.
— спортивные эстафеты( на участке детского сада )
Вопрос 2
Сколько подвижных игр проводится за день на прогулке?
Ответ: 2-3 игры
Вопрос 3
Назовите формы двигательной деятельности в ДОО на свежем воздухе.
Ответ: (ОД по физическому развитию детей; физкультурно — оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, физкультурные паузы, закаливающие мероприятия; самостоятельная двигательная деятельность детей; активный отдых: физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья).
Вопрос 4
Назовите структурные компоненты прогулки:
Ответ:
— наблюдение;
— трудовая деятельность;
— игровая деятельность;
-индивидуальная работа;
-самостоятельная деятельность детей.
Вопрос5
Какие требования к прогулкам рекомендует САНПИН ?
Ответ: 3-4 часа. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 градусов и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 градусов и скорости ветра более 15 м/сдля детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 градусов и скорости ветра
Вопрос 6
Что должен делать педагог перед прогулкой?
Ответ: необходимо ежедневно осматривать участок : все оборудование должно быть исправном состоянии ,ограждение детского сада не должно иметь дыр , проемов , большие камни ,ветви убраны, ямы засыпаны.
Раунд 2«Сосчитай-ка»
Участникам предлагается вспомнить и назвать считалки. За правильный ответ получают 
Ответ:
— Ехала машина темным лесом за каким то интересом…
— Шел крокодил трубку курил….
— Раз, два, три четыре ,пять , вышел зайчик погулять…
— На златом крыльце сидели…
— За морями за горами , за железными столбами…
— Сидел король на лавочке , считал свои булавочки…
Раунд 3 «Кто больше»
Выяснить самые «популярные подвижные игры в группах».На обсуждении.
Участникам предлагается за определенное время — указать для какой  возрастной группы наиболее популярна подвижная игра на прогулке, и назвать физические и моральные качества, проявляющиеся в игре.
Раунд 4 «Игры детства»
Играя сами, мы вспоминаем детство. Дома дети чаще всего играют в куклы, машинки, кубики. У нас в саду есть игровые центры:  «Магазин», «Парикмахерская» и др.
— А какие игры были любимые у вас, когда вы были маленькие? (ответы воспитателей).
Но почему-то сейчас забываются так любимые нами в детстве народные игры. А мы все в детстве в них только и играли. Давайте проведём блиц-опрос по теме «Русские народные игры».
Вопросы:
— Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
— Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
— Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)
— Главная роль в народной игре? (водящий)
— Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
— Где используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
— Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость) — Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
Раунд 5 «Кроссворд»
«Зарядка» для ума – разгадывание кроссворда . (Участникам раздаются листы с кроссвордом, дается определенное время). Кто первый разгадает — победитель раунда.Вопросы к кроссворду:
По горизонтали
1. Ход игры по — другому? (содержание)
2. Любимая самостоятельная деятельность детей? (игра)
3. Вид спортивной игры с использованием мяча? (футбол)
4. Старинная настольно-печатная игра? (лото)
5. Необходимый компонент игры- без чего не начнёшь игру? (замысел)
6. Первая игрушка малыша? (погремушка)
7. Место покупок в быту и в игре? (магазин)
По вертикали
1. Игры, обогащённые жизненным опытом? (сюжетные)
4. Современный лёгкий детский конструктор? (лего)
8. Атрибуты как для подвижной, так и для театрализованной игры? (маски)
9. Разговор между двумя лицами? (диалог)
10. Что распределяют между собой участники игры? (роли)
11. Пособия для организации сюжетно-ролевой игры? (атрибуты)
12. Спутник жизни детей? (игрушка)
13. Свод требований, предъявляемый к кому-то, к чему-то? (правила)

Раунд 6 «Угадай без слов»
Участники получают иллюстрации зимних видов спорта (хоккей, фигурное катание, конькобежный спорт, санный спорт, прыжки с трамплина, лыжный спорт). По очереди средствами пантомимы показывают их, соперники отгадывают.
Раунд7 «Вопрос-ответ»
Ситуация: Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в «войну».
Вопрос: Как должен поступить педагог? На обсуждении.
Ситуация: Дети младшей группы после игры на прогулке не убрали выносной материал. Не сделали это и после напоминания воспитателя.На обсуждении.
Внимание! Вопрос!
Это неотъемлемая часть жизни большинства педагогов во время проведения прогулки, способствующая к непринужденному общению, самообразованию, желанию быть в курсе общественных событий детского сада, города, страны и т. д.
Правильный ответ: (Скамейка или телефон)
Подведение итогов
При подсчете голосов выделены: 1,2,3 место, за которые победители получили не большие призы.
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.
Взрослые – воспитатели, являются организаторами всего воспитательного процесса. При этом взрослые, как в работе с младшими, так и со старшими дошкольниками, должны включаться в деятельность детей, вместе трудиться, играть, наблюдать и т.д. То есть руководить процессом воспитания следует не со стороны, а изнутри его. Это приближает взрослых к детям и оказывает большое влияние на нравственное развитие последних.

Памятка для педагогов ― ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР.
Подвижные игры в календарном плане представлены как обязательный элемент физкультурных занятий и прогулок (еженедельно 12-14 раз). Но это не 12-14 различных подвижных игр, а 4-5, каждая из игр повторяется 3-4 раза. На каждую неделю обязательно надо запланировать новую игру. В основном планируются знакомые игры. Для того чтобы повторение способствовало закреплению двигательных умений и навыков, а интерес к играм не снижался, их следует усложнять и разнообразить.
В основе варьирования лежат конкретные программные задачи по обучению движениям на данный отрезок времени. При этом учитываются особенности и возможности возраста детей, а также объективные факторы – время года, место, где расположен детский сад, и др. При составлении плана надо позаботиться о том, чтобы подвижные игры на прогулке хорошо сочетались по содержанию с другими организационными формами. Важно, например, чтобы основное движение, входящее в игру, не повторялось в индивидуальной работе во время одной прогулки. Подбирая игру, надо учитывать также предшествующую нагрузку.
Так, после физкультурного занятия на прогулку подбираются игры малой подвижности – хороводы, игры с дидактическими задачами типа ―Найди и промолчи, игры аттракционы, которые, как известно, имеют зрелищный эффект.