Профессиональная компетентность педагога

Создано: 04.02.2018, обновлено: 14.01.2020

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса

Современная система образования, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетентности.

Что означают понятия «компетенция» и «компетентность»?

В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».

В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на содержание понятий «компетенция», «компетентность». Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни.

В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.Компетенции — структурные компоненты компетентности.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

  • интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
  • коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию.
  • информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах.
  • рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Соответственно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.

Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

В последние годы на государственном уровне дошкольному образованию уделяется значительное внимание. Об этом свидетельствуют принимаемые законы, нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, поручения Президента РФ и Правительства по вопросам дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня, в первую очередь это закон РФ «Об образовании».

Существуют Требования к кадровому обеспечению, которые предусматривают:

1. Укомплектованность образовательного учреждения квалифицированными кадрами — педагогическими, руководящими и иными.

2. Уровень квалификаций педагогических и иных работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

При этом педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на:

  • укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;
  • организацию различных видов деятельности и общения воспитанников;
  • организацию образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • осуществление взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения;
  • методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса, владение информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения обеспечивается освоением дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации (в объеме не менее 72 часов), не реже чем каждые пять лет в образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление ОД;

Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается также деятельностью методических служб разных уровней (регионального, муниципального уровня и уровня образовательного учреждения) и комплексным взаимодействием образовательных учреждений, обеспечивающим возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов.

На современном этапе педагоги ДОУ вовлечены в инновационный процесс, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. Один из особо значимых этапов – это внедрение в дошкольных образовательных учреждениях Федеральных государственных образовательных стандартов.

Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов, являются:

  • обучающие семинары;
  • семинары-практикумы;
  • индивидуальные и групповые консультации для педагогов;
  • мастер-классы для повышения профессиональной компетентности и обменом опыта;
  • открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ;
  • самообразование педагогов;
  • прохождения курсов повышения квалификации;
  • проведение открытых мероприятий по обмену опытом с педагогами ДОУ района.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт.

Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Не развивающийся педагог не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Зам. зав Ахтямова О.В.