Методика проведения режимных моментов

Создано: 21.04.2017, обновлено: 14.01.2020

Консультация

для воспитателей «Методика проведения режимных моментов»

Приём детей — начало рабочего дня воспитателя. Как насыщен этот промежуток времени самыми разнообразными делами! Педагог осуществляет одновременно сложные разноплановые задачи: принимает детей, организует игры, руководит работой дежурных, встречается с родителями своих воспитанников. Только умение педагога понять состояние, замыслы, возможные волнения каждого ребенка позволит ему осуществить приём так, чтобы создать у дошкольников бодрое настроение, желание играть и общаться со сверстниками. Потому, как дети раздеваются, разговаривают с родителями, товарищами, воспитатель узнаёт, кто из них взволнован или спокоен, весел или угрюм, возбужден или вял. Вежливость, ласковое слово, внимание и терпение по отношению к детям должны стать главным в поведении взрослых. Во время приёма детей на участке проводятся игры и свободные занятия с разным материалом. При умелом руководстве воспитателя у детей с самого раннего возраста формируются такие ценные качества, как самостоятельность, взаимопомощь, предупредительность, доброта.

Воспитатель, встречая детей, поощряет тех, кто без напоминания взрослых здоровается, оказывает услугу товарищу, самостоятельно приступает к работе, выполняет правила поведения в коллективе. Воспитатель организует ситуации, направляющие детей на выполнение этих правил, помогает им проявлять инициативу при выполнении поручений, трудовых обязанностей, учит детей настойчиво доводить начатое дело до конца, беречь материалы и предметы труда. Обсуждает с детьми, какие игрушки, пособия в зависимости от погодных условий нужно приготовить для прогулки. Проводит индивидуальную работу, обращает внимание на культуру поведения.

Прием детей окончен. Дальше в режиме дня значатся гимнастика, завтрак, прогулки, обед, дневной сон и т. д. Каждый из этих элементов важен для формирования у детей культурно-гигиенических навыков, самостоятельности, организованности, культуры поведения в коллективе сверстников, трудолюбия и многого другого. Педагог понимает, что, когда он проводит завтрак или гимнастику, готовит детей ко сну или помогает им одеваться, он не только выполняет требования режима (накормить детей, уложить их вовремя спать, провести прогулку указанной длительности, но и осуществляет задачи всестороннего воспитания. В этом проявляется комплексность и непрерывность воспитательного процесса.

Процесс умывания один из важных элементов в режиме детского сада. Оно способствует привитию устойчивых гигиенических навыков, развитию самостоятельности, воспитанию взаимопомощи. Правильная организация умывания всегда связана с выполнением детьми установленных правил и определённых требований воспитателя. Уже в младшей группе нужно добиваться, чтобы эти требования осмысливались и воспринимались каждым ребёнком как необходимые, а их выполнение становилось потребностью. Одним из условий наилучшего усвоения и закрепления любого навыка у ребёнка является создание благоприятной обстановки, чтобы дети испытывали положительные эмоции. В процессе умывания вырабатываются элементарные навыки самообслуживания, а также развивается речь ребёнка. Практические умения и навыки, приобретённые в процессе умывания, закрепляются на занятиях в потешках, при рассматривании специальных плакатов, во время чтения художественной литературы, бесед, дидактических игр, рассказов самими детьми. При этом развивается у детей мышление, учатся связному рассказу, обогащается их словарный запас.

Организация питания в разных возрастных группах преследует не только оздоровительные цели. Все детали процесса питания (калорийность и разнообразие пищи, сервировка стола, оформление блюд, поведение детей за столом и после еды) содействует приобретению ряда устойчивых навыков и воспитанию положительных моральных качеств.

В раннем и младшем дошкольном возрасте своевременное удовлетворение потребностей в еде определяет самочувствие и всё поведение ребёнка, поэтому строгое соблюдение часов кормления — первичная обязанность персонала. Выработка самостоятельности ребенка в приёме пищи содействует развитию и координации его движений. Воспитатель пользуется едиными приёмами, различными на разных возрастных ступенях с учётом индивидуальных особенностей. В процессе еды ребенок соприкасается со многими предметами, узнает их свойства, названия, расширяется словарь ребенка, обогащается его сенсорный опыт.

Дневной сон является очень важным элементом режима дня. Он отключает нервную систему детей от раздражителей; даёт возможность отдохнуть от всех впечатлений первой половины дня. Организация дневного сна должна содействовать полному отдыху детей и восстановлению их жизнерадостности. Наиболее существенной частью режима являются прогулки, в процессе поведения которых осуществляется самая широкая программа воспитания и обучения детей. Это подвижные игры и спортивные развлечения, продолжение игр, начатых в группе, и труд в природе, наблюдения за происходящем, вокруг и самостоятельные разнообразные занятия. Чем лучше продуманы условия на участке, чем более четко осуществляется режим, тем полнее, шире и интереснее деятельность детей, тем больше она обогащает дошкольников знаниями, развивает и совершенствует мышление, память, воображение, любознательность, побуждает к поиску, оказывает влияние на формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников. А педагог — организатор наблюдений, участник игр и забав, руководитель детской деятельности. Окружающий мир увлекает, побуждает к разговорам, вызывает интерес.

И как нуждаются дети в разъяснениях педагога! Как им трудно без помощи взрослого выделить главное из наблюдаемого, сосредоточить внимание на характерном, существенном. Совершенно необходимо организовывать детей во время прогулок, а не предоставлять их самим себе. На основе планов работы воспитателей можно предложить следующие виды деятельности во время прогулок:

— самостоятельные спокойные и подвижные игры,

— хороводные игры, игры с правилами,

— несложные трудовые поручения,

— самостоятельные игры.

В результате педагогически правильной взаимосвязи наблюдений во время прогулок с другими видами деятельности детей (играми, занятиями, трудом) достигается единство и непрерывность воспитательного процесса, учитывая всегда индивидуальные особенности детей.

День близится к концу. За детьми приходят мамы, папы, бабушки. А воспитатель наблюдает. Так как эти наблюдения помогут ему сделать вывод о том, насколько педагогически правильно был организован сегодня день, создал ли он достаточные условия для детской разнообразной деятельности, поддерживал ли их спокойное эмоционально-положительное состояние, что нужно сделать для усовершенствования выполнения режима.

Впереди новый день — новые поиски. Но всегда остается неизменным выработанный стиль работы и опора на целесообразный распорядок, подчиненный педагогическим требованиям.

Ахтямова О.В.

(использованы интернет ресурсы)