МБДОУ «Таеженский детский сад»

663637, Российская Федерация, Красноярский край, Канский район, с. Таежное, ул. Ленина, 41
Поиск
Close this search box.

Актуальность проблемы речевого развития

Актуальность проблемы речевого развития.

Речь-это удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им.
Г. Гегель.

Главной потребностью и функцией – является для нас речь,это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие».
Можно возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений.
Художественно-эстетическое – без художественных образов, стихов, литературных текстов, обсуждений. Социально-коммуникативная область– это необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому, в полноценном формировании личности важнейшее место занимает речевое развитие.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств.
Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей. Через память психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность.
Правильно говорить в наше время могут не многие.
Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. Различаются следующие виды речи: внутренняя и внешняя.
Внутренняя речь — то, что мы произносим в своих мыслях.
Внешняя речь делится на: диалогическую, эгоцентрическую, письменную и монологическую.
Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста.Формирование как личности напрямую связано с развитием речи ребёнка.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка, имеет непосредственное отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности (регулирующая функция).
Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. В дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей.
В целях развития речи детей используются игры и занятия, которые включают:
— потешки, чистоговорки, скороговорки, загадки,хороводы, игры с сюжетными игрушками и др.;
— чтение и рассказывание сказок, стихов, историй;
— рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;
— звукоподражательные игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;
— игры направленные на развитие мелкой моторики.
Все эти игры и занятия способствуют развитию речиу детей.
Игры, потешки и хороводы полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов. Важно, что входе, таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт,  взрослого с ребенком.
По мере овладения он начинает самостоятельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонетический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи.
Чрезвычайно полезно для развития речи совместное чтение книг, рассматривание иллюстраций.Необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной.
Особое место в работе по развитию речи принадлежит занятиям и играм с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают, что знали раньше.
Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определенные словесные обозначения и названия. В педагогическом процессе можно использовать тематические наборы картинок (посуда, одежда, овощи, фрукты); сюжетные картинки с изображением действий (кошка пьет молоко, дети катаются на санках).
Дети не только называют изображенные на картинках предметы и действия, но и подбирают их по словесной инструкции, развернуто начинают отвечать на вопросы.
Картинки играют важную роль в формирование способности оперировать образами, вызванными словом. Особое место в играх, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центрального мозга, ведающего, в том числе, развитием мелкой моторики.
Таким образом, речь выступает как основа существования сознания – качественного своеобразия психической деятельности людей, как центральная духовная потребность, обеспечивающая сознательную, глубоко человеческую мотивацию поступков, как основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс.
Проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста.
21 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но все просто, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Все дети любят рассматривать игрушки, картинки в книгах – делайте вместе сними и обязательно просите их рассказывать, что изображено, описать игрушку.
Самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас. Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в которых много повторений. Читайте до тех пор, пока ребенок сможет сам хорошо пересказать, но помните, что детям читать надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь. Считалки, потешки, загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение. Необходимо научить ребенка слышать и дифференцировать звуки.
Установлено, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому надо постараться увлечь ребенка кубиками, мозаикой, мелким строителем и другими предметами. Детям вначале легче играть с крупными игрушками, но постепенно размер кубиков, конструктора должен уменьшаться, чтобы ребенок мог построить домик даже из палочек размером со спичку. Старайтесь не просто дать ребенку задание построить дом, собрать картину в мозаике, но при необходимости помогите ему, не забыв показать, как надо брать предмет, закрепите цвет фигуры, форму.
При развитии мелкой моторики комплекс игр поможет вашему ребенку узнать, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем, обмотав их цветными нитками, вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или в мишень. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет сам мастерить игрушки. Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный рисунок – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша.
Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюстью. В этом случае ребенку можно рассказать сказку о «веселом язычке», которому нельзя выходить из домика, но он озорной и все время ищет лазейку, чтобы выбраться на улицу, поэтому при широко открытом рте кончик языка все время упирается, то в верхние, то в нижние зубы. Язык выходит из домика и его кончик старается достать до кончика носа, то подбородка. Язык можно сделать то широким, то узким. Можно предложить пощелкать языком «Как лошадка». Предложить поговорить по секрету, т. е. шепотом, при этом работа артикуляционного аппарата усиливается – тем самым вы укрепите мышцы губ, языка.
Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с взрослыми и сверстникамиПомогите малышу заметить,что либо интересное, тогда ребенок и сам сможет увидеть множество интересных деталей, например, для будущих поделок из  листьев, старых веток, древесной коры, камушков и т.д. Обратите внимание на цвет листьев осенью и весной, на то, как воробушки купаются в луже и песке и многое другое.
Помните —  взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.
Зам. заведующего Ахтямова О.В.

Дата обновления страницы: 14.01.2020

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122