Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Создано: 06.04.2019, обновлено: 14.01.2020

«Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».
Зам. заведующего Ахтямова О.В.
С самого раннего детствадети  слышат песни, сказки, рассматривают картинки. Все это вызывает у них чувство удовольствия, заинтересованность. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у детей происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
Художественно-эстетическое развитие дошкольниковосуществляется непосредственно по образовательным областям; физическое развитие; социально-коммуникативное развитие;познавательное и речевое развитие;включает ознакомление детей сискусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность(рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание, культурно-досуговую деятельность.
Задачи художественного воспитания — развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи: приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного, творчества; формирование основ художественно-эстетической культуры личности.
Детский сад осуществляет всестороннее развитие детей дошкольного возраста.В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ наравне с физическим, умственным и нравственным развитием детей,значительное место занимает художественно-эстетическое развитие, которое являетсяодним из приоритетных направлений деятельности и важнейшей стороной воспитания ребенка. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.
Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.
Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.
Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития — оформлению помещения и участка, внешнему виду детей ивзрослых, использованию художественных произведений. Среди НОД, проводимых с детьми, большая рольотводится  тем, на которых дети рисуют, лепят, поют и пляшут под музыку, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).
Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, НОД, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различного возраста.
Для достижения поставленной цели реализуютсязадачи:
• Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
• Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
• Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
• обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
• создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно — развивающей среды);
• организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
• координация работы с другими учреждениями и организациями.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:
• организованная деятельность (НОД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
• совместная деятельность педагогов и детей;
• самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
Для осуществления полноценного развития и воспитания дошкольниканеобходимо согласование усилий ДОУ и семьи, в которой он воспитывается:
1.    Сотрудничество с родителями можно строить через  вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок — конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
2.    Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки — передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.
3.    Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников;
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщение к художественной деятельности, а также развитие творческих способностей.
Эстетическое развитие — это процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетические чувства — субъективное переживание оценочного отношения к эстетическим объектам и предметам.
Цели художественно-эстетического воспитания:
•    развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие;
•    формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.
Задачи эстетического воспитания дошкольников:
• развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, отношений и интересов;
• формирование элементарного эстетического сознания;
• формирование эстетической деятельности через приобщение к разным видам искусства;
• развитие эстетических и художественно-творческих способностей;
• систематическое развитие эстетических представлений детей, их художественно-творческих способностей;
• формирование основ эстетического вкуса.
Задачи художественно-эстетического воспитания находятся в неразрывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка.
Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя:
• изучение элементов теории эстетики;
• систематическое общение с художественной культурой;
• организованное участие в художественном творчестве.
Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств: эстетика быта, природа, различные виды искусств (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр).
Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития.
Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы:
•    Первая группа методов направлена на приобщение детей к искусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.
•    Вторая группа методов направлена на формирование навыков художественной деятельности. В качестве ведущих воспитателем используются практические методы: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раздельная деятельность.
Выбор форм, методов и средств художественно-эстетического воспитания дошкольников определяется целями, задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности.
Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий.
Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
Педагог должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.
В дошкольном возрасте наблюдаются задатки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, песни, рисунке, танце, драматизации.
Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.
Цель обучения навыкам художественно — эстетической деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.
В развитии художественно — творческой деятельности, особая роль принадлежит личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченностью.
Цель НОД — развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые проявляются при выборе темы и приёмов изображения.
Детям предоставляется возможность познакомиться с произведениями знаменитых художников, с жанрами живописи, изучить такие понятия — как портрет, натюрморт, пейзаж, познакомиться со скульптурными произведениями великих мастеров.
Для художественно-эстетического воспитания большое значение имеет окружающая среда дошкольного учреждения в целом, то есть оформление всех его помещений, организация и оборудование участка, где гуляют, играют и занимаются дети. Важна и среда вне дошкольного учреждения: природные объекты, жилые дома, другие сооружения; при этом, опять же,  воспитатель должен сам уметь видеть красоту и показать ее детям.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды.