Появление потребности в общение со сверстниками

Создано: 31.01.2019, обновлено: 09.01.2020

Консультация для родителей
Появление потребности в общение со сверстниками
Воспитатель: Боровикова В.Н.
В психологической теории деятельности общение рассматри¬вается как один из ее видов. Оно имеет ту же структуру, что и любая другая деятельность: возникает на основе соответствую¬щей потребности и побуждается отвечающим ей мотивом, вклю¬чает действия, направленные на имеющие смысловое отноше¬ние к мотиву цели. В каждом возрастном периоде общение имеет свои специфические особенности, определяемые развитием потребностно — мотивационной сферы.
Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.
Сфера общения — самый мощный источник, определяющий психическое состояние ребенка, его здоровье.
Надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства. Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта.
Ранний возраст охватывает период от 1 года до 3 лет. В этот период изменяется социальная ситуация развития ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным с взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.
Чтобы грамотно выстроить взаимодействие с ребенком, понять и принять его суждения, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.
Коммуникативная деятельность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином.
Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками. Потреб¬ность в общении со сверстником  складывается на третьем го¬ду жизни и имеет весьма специфическое  содержание.
Содержание контактов  детей раннего возраста,  несмотря на свою внешнюю простоту, не укладывается в привычные рамки общения взрослых между собой или ребёнка со взрослым.  Общение детей друг с другом связано с выраженной двигательной активностью и ярко  эмоционально  окрашено,  вместе с тем дети слабо и поверхностно реагируют на  индивидуальность  партнёра, они стремятся главным образом выявить самих себя.
Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально—практическим взаимодействием. Главными характеристиками такого взаимодействия являются:  непосредственность,  отсутствие предметного содержания;  раскованность, эмоциональная насыщен¬ность,  нестандартность  коммуникативных средств, зеркальное отражение действий и движений партнёра. Дети  демонстрируют  и воспроизводят друг перед другом эмоцио¬нально-окрашенные игровые действия. Они бегают, визжат, принимают причудливые позы, издают неожиданные звукосочетания и пр. Общность действий и эмоци¬ональных  экспрессий даёт им уверенность в себе и приносит яр¬кие  эмоциональные  переживания.  По-видимому,   такое взаимо¬действие, даёт ребёнку ощущение своего сходства с другим, рав¬ным ему существом, которое вызывает бурную радость.   Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях, ребёнок реализует свою самобытность и уникальность, что стиму¬лирует самую непредсказуемую инициативность малыша.
Развитие потребности  в  общении  со сверстником проходит ряд этапов.  Сначала у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу; к концу второго года жизни наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстри¬ровать ему  свои  успехи;  на  третьем  году жизни появляется чувствительность детей к отношению сверстника. Переход детей к субъектному,  собственно коммуникативному взаимодействию  становится возможным в решаю¬щей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребёнку выделить сверстника и увидеть в нём такое же существо, как он сам.  Наиболее эффективным путём для этого является органи¬зация субъектного взаимодействия детей, когда взрослый привлекает внимание детей друг к другу, подчёркивает их общность, их привлекательность и пр.   Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребёнку самому «уди¬деть» сверстника.  Игрушка  как  бы закрывает человеческие ка¬чества другого ребёнка. Открыть их ребёнок может только с по¬мощью взрослого.