Овладение речью

Создано: 31.01.2019, обновлено: 09.01.2020

Консультация для родителей
«Овладение речью»
Воспитатель: Боровикова В.Н.
Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью.
Ситуация, в которой возникает речь, не сводится к прямому ко¬пированию речевых звуков,  а должна представлять предметное сотрудничество ребёнка со взрослым.  За каждым сло¬вом должно стоять то,  что оно обозначает,  т.е. его значение, какой-либо предмет. Если такого предмета нет,  первые слова могут не появиться,  как бы много мать ни разговаривала с ребёнком, и как бы хорошо он ни воспроизводил её слова. В том случае, если ребёнок увлечённо играет с предметами, но предпочитает это де¬лать в одиночестве,  активные слова ребёнка также задерживают¬ся: у него не возникает потребности назвать предмет, обратить¬ся  к  кому-либо  с  просьбой,  или выразить свои впечатления. Потребность и необходимость говорить предполагает  два главных условия:  потребность  в  общении  со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать. Ни то ни другое в отдельности к слову ещё не ведёт.  И только ситуация предметного сотрудни¬чества ребёнка со взрослым создаёт необходимость назвать пред¬мет и значит произнести своё слово.
В таком предметном сотрудничестве взрослый  ставит  перед ребёнком речевую задачу, которая требует перестройки всего его поведения: чтобы быть понятым, он должен произнести совершенно определённое слово. А это значит, что он должен отвернуться от желанного предмета,  обратиться к взрослому, выделить произно¬симое им слово и употребить этот искусственный знак социально¬-исторической природы (каким всегда является  слово)  для  воз¬действия на окружающих.
Первые активные слова ребёнка появляются во второй половине второго года жизни. В середине   второго  года  происходит  «речевой  взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря  и  повышенном интересе ребёнка   к  речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей рече¬вой активностью ребёнка.  Дети  уже  могут  слушать  и  понимать не только об¬ращённую к ним речь,  но и прислушиваются к словам,  которые к ним не  обращены. Они  уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в испол¬нении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки и воспроизводят их с большой точностью. Они уже пытают¬ся рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости.  Это  значит, что речь начинает отделяться от наглядной ситуации и становит¬ся самостоятельным средством общения и мышления ребёнка.
Все эти  достижения становятся возможными благодаря тому, что ребёнок осваивает грамматическую форму речи,  которая поз¬воляет связывать  между  собой отдельные слова,  независимо от реального положения тех предметов, которые они обозначают.
Овладение речью открывает возможность произвольного поведения ребёнка. Первым шагом к произвольному поведению является выполнение речевых инструкций взрослого. При выполнении речевых инструкций поведение ребёнка определяется не воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого. Вместе с тем речь взрослого, даже если ребёнок хорошо её понимает, далеко не сразу становится регулятором поведения ребёнка. Важно подчеркнуть, что в раннем возрасте слово является более слабым побу¬дителем и регулятором поведения,  чем двигательные  стереотипы ребёнка и непосредственно воспринимаемая ситуация. Поэтому словесные указания, призывы или правила поведения в раннем возрасте не определяют действий ребёнка.
Развитие речи как средства общения и как средства саморегуляции тес¬но связаны: отставание в развитии коммуника¬тивной речи сопровождается недоразвитием её регулятивной функ¬ции. Овладение словом и отделение его от конкретного взрослого в раннем возрасте можно рассматривать как первый этап в разви¬тии произвольности ребёнка,  на котором происходит преодоление ситуативности и осуществляется новый шаг к свободе  от  непос¬редственного восприятия.