Консультация для родителей

Создано: 27.05.2019, обновлено: 09.01.2020

Консультация  для родителей
«Развитие чувства цвета у детей раннего дошкольного возраста»
Воспитатель: Боровикова В.Н.
С первых дней жизни к ребёнку поступает колоссальная цветовая ин-формация. Но мир цвета открывается не сразу. В первый год жизни цвет слит для ребёнка с остальными характеристиками предметов и не выделяется им, как самостоятельное, особое свойство окружающего предметного мира. Всё это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения. «Ребёнок, – по выражению К. Д. Ушинского, – мыслит красками, звуками, ощущениями вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.
Цвет — это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Познание мира малышом начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Полноценное умственное развитие ребенка в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Большинство детей, поступающих в детский сад, практически не имеют по-нятие о цвете. Восприятие цвета у ребенка надо развивать как можно раньше, чтобы он мог ощущать всю полноту и красоту окружающего мира.
Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после, того как дети научатся без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, можно знакомить с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами.
В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:
Различение цветов по принципу «такой – не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их, друг к другу.
Зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу.
Закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая, предметы друг к другу и не сравнивая их по образцу.
В результате систематической работы направленной на восприятие цвета:
— дети успешно выделяют и учитывают цвет;
— группируют в соответствии с образцом предметы по цвету;
— начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета.
Для непрерывного сенсорного развития ребенка нужно регулярно поддерживать знания, которыми он обладает, озвучивать предметы, которые он видит на улице, дома. Самое простое и интересное для ребенка получать знания в игровой форме. Игры, направленные на восприятие цвета помогут научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Осознание, цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.
Примеры некоторых игр, направленных на развитие восприятия цвета:
Игра «Собери капельки в стакан»
Перед ребенком на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Попросите ребенка собрать капельки в стакан, но перед этим взрослый положил в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек». На этом занятии используются цвета: красный, синий, желтый.
Игра «Разноцветные палочки»
Высыпьте перед ребенком счетные палочки и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давай разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие». Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек: «Молодец, ты отлично справился. Сюда положил все красные палочки, а сюда все зеленые».
Игра «Разложи по коробочкам»
Поставьте перед ребенком несколько маленьких коробочек и коробочку, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите малышу разложить предметы по коробкам в соответствие с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек. Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по 4-8 шт. одного цвета). Со временем количество предметов и цветов можно увеличивать.