Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи

Создано: 18.10.2019, обновлено: 09.01.2020

Консультация «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи у детей дошкольного возраста»

«Связная речь, — это не просто
последовательность связанных друг
с другом мыслей, которые
выражены точными словами в правильно
построенных предложениях…
Связная речь как бы вбирает в себя все
достижения ребенка в овладении
родным языком, в освоении его
звуковой стороны, словарного запаса и
грамматического строя».
(Ф.А. Сохин)

Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится дошкольное воспитание в целом и которые составляют фундамент любой образовательной программы.
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста во многом зависит от ближайшего социального окружения ребенка, от приучения его к пересказу просмотренных фильмов, прочитанных сказок и рассказов. «Упражняемые» в этом плане дети значительно опережают тех из своих сверстников, которые предоставлены самим себе.
Формирование связной речи детей осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и во время непосредственно- образовательной деятельности. Формирование у ребенка всех основных сторон устной речи (звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи) протекает в неразрывном единстве.

Чему учить?
На основе развития интереса к предметам и явлениям окружающего мира мы учим воспринимать обращенную речь взрослого. Надо формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Необходимо придерживаться правила: «Нельзя говорить в пространство».
Как учить детей?
Приемы обучения: комментирование действий, показ и рассматривание предмета, выполнение действий с предметом, просьбы, поручения, повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений, вопросы — ответы, опосредованное общение через куклу (игрушку),многократное проговаривание речевого материала, комментирование действий.
Показ и рассматривание предмета
При показе и рассматривании предмета решается одна из важных речевых задач — развитие речевых средств, в том числе знакомство с новыми словами, уточнение их значений и постепенное их включение в активный словарь детей. То, что показывает и называет взрослый, приобретает для ребенка особый интерес, и он всматривается, прислушивается.
Выполнение действий с предметами
При выполнении действий с предметом решаются те же задачи, что и при показе предмета и его рассматривании, — развитие восприятия и речевых средств, обогащение словаря ребенка. Но в первом случае ребенок усваивает главным образом слова, обозначающие предметы и их признаки, а при выполнении действий — слова, обозначающие движения, состояния предмета, признаки действий.
Вопросы – ответы
Данный прием используется, прежде всего, для активизации речи детей. Вопрос побуждает детей пользоваться словесной речью, дает возможность проверить их знания и умения в речевой коммуникации. С помощью вопросов можно развивать у детей умение вслушиваться в содержание обращенной речи, т.е. развивать внимание к речи взрослого.
День не должен пройти без вопросов…
Вопросы детей — показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов, заданные для того, чтобы получить помощь или одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их последствий. День, прожитый без детских вопросов, должен заставить задуматься: в чем переросли дети ваши представления о них, где вы недооценили их возрастные возможности?
Повторение за ребенком слов, словосочетаний, предложений
Повторяя за ребенком отдельные высказывания, мы готовим детей к усвоению и правильному воспроизведению слов со сложной слоговой структурой, а также связи слов в словосочетаниях и предложениях. Иными словами, ведем работу по предупреждению нарушений слоговой структуры.
Опосредованное общение через куклу (игрушку)
Использование данного приема способствует развитию восприятия и активизации речи детей. Опосредованное общение через игрушку создает непринужденную обстановку, что очень важно для развития речевой коммуникации. Вызывает повышенный интерес к ознакомлению с новым предметом. Обогащает речевые средства. Ускоряет появление самостоятельной инициативной речи у детей.
Требования к речи педагога
Речь педагога, прежде всего, должна быть неторопливой, спокойной. Выразительность и эмоциональность речи обеспечиваются за счет повышения или понижения голоса в тех местах, к которым следует привлечь внимание ребенка. Особенно четко должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательные и побудительные предложения. Следует помнить; что усвоение интонационной стороны речи происходит на основе подражания. По содержанию речь педагога должна быть простой и доступной для понимания ее детьми.
Развитие речи в игре
Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения, а значит, оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т.д.