Толерантность у дошкольников

Создано: 01.06.2019, обновлено: 09.01.2020

«Формы работы по воспитанию предпосылок толерантности у дошкольников»
Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем.
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе мы стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.
Для формирования толерантности необходимо отвести важную роль дошкольному образованию. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться с ранних лет. Работники дошкольного образования должны объяснять подрастающему новому поколению правила «мирного» мира: относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей, люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.
Именно в детстве активно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей, которые важны для ребенка в настоящем и будущем. Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, при посещении библиотек и музеев.
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. На этапе дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется распадом совместной деятельности ребенка со взрослым. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений посредством сюжетно-ролевой игры. В игре ребенок повторяет действия взрослых, тем самым реализуя тенденцию быть и действовать как взрослый. Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре.
Формы воспитания толерантности:
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников, таких как:
1.    театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;
2.     сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3.    проведение русских народных праздников, например, таких как «Масленица»;
4.    русские народные подвижные игры;
5.    изучение праздников народов Востока и мусульманских стран;
6.    игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
7.    знакомство детей с традициями народов разных стран;
8.    сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Методические приёмы:
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
•    развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»;
•    развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
•    развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
•    гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
•    развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
•    проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»;
•    регулирование своего поведения: «Выдержанный человек».
2. Обсуждение и проигрывание ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Этюды и упражнения, направленные на:
• воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
•    воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Хоровод дружбы», «Спиной друг к другу».
4. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
5. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
6. Продуктивный вид деятельности
•    рисование, на темы: «Дети планеты Земля»,«Автопортрет», «Цветок милосердия», «Я и моё настроение», «Моё имя».
7. Вспомогательные приёмы
•    слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Работа с детьми:
•    Беседы
•    Конструирование
•    Видеопросмотры
•    Театрализованные представления
•    Фольклорные и тематические праздники
Работа с родителями:
Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
Сотрудничество с семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.
Занятия по нравственному воспитанию каждому ребенку показали, как важны в жизни каждого человека такие качества как доброта, милосердие, добросердечность.
Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.
Воспитатель Скуратова А.В.