Природа вокруг нас

Создано: 31.01.2019, обновлено: 09.01.2020

Консультация для родителей «Природа вокруг нас»
Нас окружает прекрасный мир: деревья, травы, цветы, животные, птицы, солнце. Но природа хрупка и ранима. За тысячелетия жизнедеятельности человека на нашей планете на 70% сократилась площадь мировых лесов, исчезли некоторые виды животных и растений, водоёмы страдают от загрязнения и истощения рыбных запасов. Для сохранения этого уникального мира нужно учить детей понимать, чувствовать и любить родную природу, бережно относиться к ней.
Многогранный мир природы пробуждает у дошкольников интерес, вызывает удивление. Именно в этом возрасте, когда дети очень любознательные, добрые и отзывчивые, у них можно сформировать правильное отношение к окружающей природе, элементарные экологические знания, экологическую культуру.
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить ребёнка с её тайнами, вместе с ним разгадывать их, показывать дошкольнику интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой: запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.
С раннего возраста надо приучать ребёнка радоваться яркому солнцу, мягкой траве, тёплому дождю, красивым цветам, голосам птиц; показывать детям красоту природы, её уникальность, неповторимость, учить любоваться, наслаждаться ею, умело пользоваться её дарами.
Нужно читать детям произведения писателей и поэтов о природе (например, К. Паустовского, В. Бианки, М. Пришвина, С. Есенина и других), учить делать выводы, сравнения. Это поможет сформировать у ребёнка ответственность при общении с окружающим.
Полезно собирать иллюстрации о представителях животного и растительного мира, дошкольнику будет интересно вместе с родителями оформить эти иллюстрации в альбомы. Желательно иметь дома какое-либо животное, если позволяют условия и у членов семьи нет аллергических противопоказаний. Так ребёнок сможет реализовать свои чувства по отношению к животным, ухаживая за своим питомцем.
Расширяют кругозор детей и просмотры телепередач о животных и растениях.
Но самые большие эмоции дети получают от прямого контакта с природой. Это и походы с родителями в лес за грибами, и прогулки на лыжах, и поездки к водоёму, и выходные, проведённые на даче. В процессе общения с природой ребенок учится проявлять бережное и заботливое отношение к животному и растительному миру.
Весной познакомьте своего ребёнка с удивительным цветком – мать-и-мачехой. Расскажите, как появилось название цветка. Сверху листья растения гладкие, холодные, тёмно-зелёные. А с внутренней стороны – нежно-зелёные, мягкие. И по ощущениям – тёплые, как мама. В народе заметили эту особенность цветка и так его и назвали – мать-и-мачеха. Сравните мать-и-мачеху с одуванчиком, отметьте их сходство и различие. Понаблюдайте за одуванчиками, как перед ненастьем или вечером они закрывают свои цветки. Вернитесь к наблюдениям за одуванчиками, когда они превратятся в белые шарики. Подуйте на цветок, посмотрите, как семена летают по ветру, как они порхают и кружатся. Вот Ваш ребёнок и познакомился с одним из способов расселения цветов.
Во время летних прогулок рассматривайте с детьми насекомых: жуков, пауков, муравьёв, гусениц… Рассмотрите насекомых через лупу, отметьте их окраску, части тела, способ передвижения. Расскажите, что в природе нет ничего лишнего.
В осеннем лесу, парке учите дошкольников различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у рябины – жёлто-оранжевая, багряная, у осины – красного или лилового. Предложите послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев. Соберите ягоды рябины для зимующих птиц.
Поздней осенью, зимой можно повесить в соседнем сквере простую кормушку для птиц. Сделайте её вместе с ребёнком. Объясните, что птицы нуждаются в помощи людей. Подкармливайте птиц во время воскресных прогулок, наблюдайте за ними. Так будет происходить непосредственное общение Вашего ребёнка с представителями животного мира.
Знакомьте дошкольников с правилами поведения в природе:
1.Нельзя кричать у мест гнездования птиц.
2.Не разоряй гнёзда птиц, насекомых, жилища зверей.
3.Не разводи костры в лесу.
4.Не топчи грибы, ягоды.
5.Не лови птиц, насекомых.
6.Не заезжай в лес на автомобиле.
7.Не ломай деревья, не рви цветы.
8.Не оставляй после себя мусор!
Детей необходимо подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чем чище воздух, вода, лес, почва, тем благоприятнее это сказывается на здоровье и жизни человека. Человек же, в свою очередь, должен заботиться об охране окружающей среды и правильно использовать природные ресурсы.
Надо всегда помнить, что за нами наблюдают глаза детей. Дальнейшее поведение детей в природе будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека.
Подготовила: Воспитатель
подготовительной группы
Скуратова А.В.