Особенности работы с детьми раннего дошкольного возраста в сенсорном развитии

Создано: 17.02.2019, обновлено: 09.01.2020

«Особенности работы с детьми раннего дошкольного возраста в сенсорном развитии».
Воспитатель Скуратова А.В.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тембольшее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Сенсорные ощущения классифицируются на:
-визуальные (зрительные);
— осязательные;
— обонятельные;
— слуховые;
— вкусовые.
Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о:
— размере;
-форме;
-цвете;
— звуках;
-вкусе;
-запахе.
Основными задачами сенсорного развития детей являются:
— формирование правильных сенсорных эталонов;
— формирование правильных чувственных восприятий.
Важно понимать, что сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности. При нормальном развитии дети до шести месяцев, как правило, наблюдают за перемещением предметов, совершают хватательные движения, проявляют интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем малыш начинает интересоваться запахами и вкусами.
От года до трех ребенок приобретает основные занятия о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах. На четвертом году жизни происходит усвоение главных представлений о признаках предметов, а также закрепление сенсорных эталонов. Это начало аналитического восприятия предметов и событий, окружающих ребенка.
Научно доказано, что раннее сенсорное восприятие положительно влияет на уровень интеллекта и качество   умственного развития ребенка в целом. Поэтому приучать малыша к сенсорной культуре нужно начинать как можно раньше (идеальный вариант с годовалого возраста, когда малыш наиболее любознателен, и пытается все рассмотреть, потрогать, попробовать на ощупь).
Но насильно заставлять ребенка развивать и самосовершенствоваться в таком возрасте, естественно, нельзя. Все занятия необходимо проводить в единственно доступной для его понимания форме- форме игры. Однако и игра не должна утомлять малыша, иначе он быстро утратит к ней интерес. Достаточно 10-15, а в некоторых случаях и 5-7 минут для того, чтобы ребенок вынес из занятия что-то полезное для себя.
Сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий. Занимаясь с малышом и приобщая его к сенсорной культуре вы открываете перед ним неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни. Кроме этого, ранняясенсорика является основой для закрепления у малыша навыков поведения в обществе, корни которых находятся в общении с родителями.